В начале нулевых я неожиданно занялся режиссурой. Вышло несколько картин, одну из которых — «Красную комнату» — увидел кинопродюсер Владимир Досталь. С некоторым удивлением сказал: «Витя, а ты хороший режиссер. Давай возьму тебя в аренду как сценариста лет на десять. Будешь писать криминальную историю России начиная с Ваньки-Каина». Я отказался, такой огромный срок — это уже крепостное право! Неинтересно. Он продолжил: «Ну тогда напиши про Соньку Золотую ручку».
Признаться, я думал, что это время нэпа, годы двадцатые. Оказалось, что конец XIX века, моя любимая историческая эпоха, когда все было настоящее. Сонька — Софья Ивановна Блювштейн — аферистка, королева воровского мира 1870-х годов. Девушка знала шесть иностранных языков, была музыкально одарена. Как оказалась на греховном пути? Нет, она никого не убивала, а помогала нищим и обездоленным, пусть и ворам.
С наслаждением написал первую часть, я же люблю женщин и, как мне кажется, хорошо понимаю. Хотя вы — вечная загадка для мужчин. Как драматург понял одну вещь: чем парадоксальнее и непредсказуемее поступает героиня, тем больше она похожа на настоящую женщину.
Фильм прошел с сумасшедшими рейтингами. Написал вторую часть, она тоже вышла на экраны, и снова успех. А вот третья — «Сонька — конец легенды» — существует на бумаге, но не снята. Нет финансирования. Лет десять жду...
Помню, как искал артистку на роль Соньки. Настя Микульчина, на которой в итоге остановил выбор, была семьдесят второй. Мне принесли кляссер с фотографиями молоденьких актрис. Вижу Настю.
— Кто это? — спрашиваю.
— Студентка СПбГАТИ. Сейчас где-то на гастролях.
— Ничего, я дождусь, других пока смотреть не буду.
Настя приехала на студию, села напротив. У нее особенный взгляд, точно как у Соньки: может смотреть на человека так, что появляется впечатление — все, она твоя. Мужчины тонули в глазах Сони, обратного хода не было. В общем, утвердил Микульчину. Хотя меня предупреждали, что у девушки очень непростой характер.