Тут снова удача. Фильм попался на глаза Филиппу Тимофеевичу Ермашу — председателю Государственного комитета СССР по кинематографии: «Ну, средняя картина. Дадим третью категорию. Знаю, кто такой Мережко. Он талантливый парень». А что такое третья категория? Это восемьсот копий! Огромная цифра. У первой — порядка трех тысяч. Сейчас таких бешеных тиражей нет. Фильм пошел по стране, его крутили на первом и последнем сеансах согласно категории...
Через несколько лет Ермаша с поста убрали, но он остался в комитете по Госпремиям, а «Полеты...» неожиданно получили награду.
1987 год. Звонок на домашний номер. Ермаш! «Виктор, поздравляю с Государственной премией СССР, — сообщил он. — За «Полеты во сне и наяву» награждены также Балаян, оператор Калюта и Янковский».
Премьера состоялась снова в Доме кино — аншлаг, овации. Балаян был поражен. Он же был уверен в провале. Незадолго до этого позвонил мне с Кубани, рассказал, что «Полеты...» показали казакам, они сказали: «Чего этому Макарову (герою Янковского. — Прим. ред.) надо? Любовница — Гурченко, жена симпатичная, еще одна любовница — девочка молоденькая. А он дурака валяет. Так в жизни не бывает!»
— Простите, а Госпремия какой суммой измерялась?
— На четверых дали десять тысяч рублей. Мы их прогуляли в ресторане Дома кино. Кстати, после Госпремии категорию фильма подняли до первой. Вручение проходило в Кремлевском дворце съездов. После официальной части — банкет. Смотрю, идет Ермаш, а от него все шарахаются. Ну понятно, лишился власти. Я позвал его за наш столик: «Филипп Тимофеевич, вы спасли нашу картину. Спасибо!»
Мы с ним потом несколько раз встречались, выпивали у меня дома. Он много рассказывал и о Тарковском, и об Элеме Климове, с которым я тоже был очень дружен.
— Виктор Иванович, почему сериал «Сонька Золотая ручка» среди ваших любимых? На мой взгляд, неожиданный выбор.
— На «Соньке...» я работал и как сценарист, и как режиссер. В нулевых, если помните, пошла мода на сериалы, полнометражные фильмы вовсе перестали снимать. Сериалы многие ругают, а я считаю, что они спасли российский кинематограф: гримеры, звуковики, операторы, режиссеры уцелели в то непростое время.