После школы устроился рубщиком леса, потом отправился в Архангельск на заработки. На следующий год поступил в Львовский полиграфический на технологический факультет. Через четыре года получил диплом и работал инженером-технологом в издательстве «Молот» в Ростове-на-Дону. Начал писать сценарии, потому что вдруг решил учиться на киносценариста. Еще через три года подал документы во ВГИК. Родители страшно расстроились. Отец кричал: «Ты же инженер! А пошел в артисты!»
О сценаристах они даже и не слышали. Но я нагловатым был. Не сомневался, что меня ждет большой успех. Первый короткометражный фильм по моему сценарию «Зареченские женихи» с Евгением Павловичем Леоновым в главной роли сняли, когда я учился еще на втором курсе. Да где! На «Мосфильме»! Родители пошли к соседям смотреть. Увидев в титрах «Автор сценария Виктор Мережко», оба разрыдались... Отец потом сказал маме: «Каким я был дураком, что не разрешал Витьке идти в артисты».
— Я так понимаю, что разрешай — не разрешай, «Витьку» было не остановить.
— Действительно, я был крайне самоуверенным. На первом курсе ВГИКа каким-то образом просочился на встречу нового, 1965 года в Дом кино на бывшей улице Воровского. Плохо одетый, в куцей курточке, коротковатых брючках. Места за столом, разумеется, не было. Так я что придумал? Бродил по залу, подходил к какому-нибудь столику и говорил тост: «Ну, с Новым ходом!», я тогда по-ростовски «хыкал». Наливал в пустую рюмку водку, брал бутерброд и шел дальше. Набрался конечно... Вдруг вижу, стоят кружком мэтры — Герасимов, Чухрай, Бондарчук, Шпаликов и Ежов — сценарист «Баллады о солдате».
Подхожу вплотную: «С Новым ходом, мужики! — Они молчат. — Я говорю вам — с Новым ходом, чего молчите? Запомните мою фамилию — Мережко! Я стану таким же известным, как вы». Герасимов крепко взял меня под локоть, отвел в сторону и внятно и громко послал куда подальше.
Второй раз меня так же послал легендарный Шолохов. Страна готовилась к юбилею писателя. Я же собрался в Ростов-на-Дону к Тамаре, своей будущей жене. Влюбился страшно, она была невероятно красивой. А билет из Москвы стоил денег, которых у меня не было. Ну что делать? Прихожу в журнал «Советский экран»: