— Мне-то что нужно будет делать? Хоть намекните.
Режиссер смотрит испытующе и в то же время с надеждой:
— В сцене, где Ленский уже вызвал Онегина на дуэль и звучит его знаменитая ария «Куда, куда вы удалились...», вам предстоит, используя только мимику, перейти от кокетства, которое вызовет смех в зале (старая кокетка — всегда забавно), к древнегреческой трагедии — в финале у зрителя в глазах должны стоять слезы, а в горле — ком.
Это была самая трудная задача за всю мою актерскую жизнь. Семь минут пантомимы — без перемещения по сцене, без партнера (Ленский поет, лишь изредка бросая взгляд в мою сторону) и строго следуя рисунку музыки Чайковского. Плюс ко всему — огромное пространство перед сценой, занимаемое оркестровой ямой и поначалу совершенно мне непривычное. Играя у Павла Тихомирова в драматической труппе «Блуждающие звезды», я видела близко лица зрителей, а здесь — пустоту...
Черняков стал разводить преддуэльную сцену, и я поняла: передо мной тонкий режиссер, у которого многое построено на подсознании. А еще — любитель парадоксов, неожиданных поворотов, которые и делают его постановки уникальными.
Моя сцена получилась практически с первого раза! Помню, подумала тогда: «Сыграно здорово, но, к сожалению, больше так никогда не смогу, потому что это был кто-то свыше — не я». После распоряжения Чернякова «Нина Федоровна, сейчас с вас снимут мерку — и можете пока быть свободной!» шла в костюмерный цех с мыслью: «Ага, конечно! Сейчас походят вокруг меня с портняжным сантиметром — и забудут на веки вечные. Даже не позвонят сказать, что не утвердили...» Не миновало, однако, и недели, как меня пригласили на репетицию.
«Евгения Онегина» ждал триумф — и в России, и за рубежом. Спектакль показали на самых престижных подмостках — в Гранд-опера в Париже, в Ковент-Гарден в Лондоне, в «Ла Скала» в Милане, в Королевском театре в Мадриде. Потом были Китай, Словения, Греция, Израиль... За семь лет я объездила полсвета. Вот вам и предсказанные гороскопом «материальная выгода и дальние путешествия»! С тем периодом связано много разных смешных и трогательных историй, но сначала расскажу о том, как попала в артистки.
Мои папа и мама жили в соседних деревнях неподалеку от Зарайска и были знакомы с детства. Родители мамы рано умерли, оставив сиротами трех маленьких дочерей. Чтобы прокормить их, моя прабабушка Акулина работала с рассвета до заката. «И все равно без помощи добрых людей мы бы не выжили, — вспоминала мама. — Безымянные благодетели приносили продукты, одежду и оставляли на крыльце. Люди тогда были по-настоящему верующие и держались Христовой заповеди: «...когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне...»