«Прощай, Советский Союз», фото
{{ label }}

«Прощай, СССР»: эстонская трагикомедия о распаде Советского Союза глазами ребенка

Это настоящий роман взросления, снятый в стилистике Уэса Андерсона и Тайки Вайтити.
Иван Афанасьев
|
27 Апреля 2021

Йоханнес родился без отца, поэтому в роддоме ему присвоили отчество отца народов – Ленинович. Он, его мама и бабушка с дедушкой, финны по национальности, живут в конце 1980-х в засекреченном населенном пункте «Ленинград-3» (в реальности это, кстати, город Силламяэ). Однажды в рамках подросткового бунта Йоха искупается в радиоактивном море и у него выпадет половина волос – а вместе с тем потихоньку начнёт распадаться мир вокруг: мама, разукрасившись под панка, ходит на молодежные бунты, и однажды её «прижимают» к стенке, вынудив семью уехать в Эстонию. Там Йоханнес подружится с чеченцем Геной, влюбится в его сестру Веру и даже впервые попробует бананы, которые заботливая мама привезет из «западной» Финляндии.

«Прощай, Советский Союз», фото
«Прощай, Советский Союз»
Фото: Кадр из фильма

Коллективная память – сильнейшая штука: свойство человеческих разумов превращать разрозненный опыт в устоявшиеся в сознании образы всегда играло на руку и пропагандистам, и творцам, что им противостоят. «Прощай, СССР» – ярчайшее проявление этого явления: фильм, полный настоянных, как хрен на дедовском самогоне, штампов о Советском Союзе, переосмысляет их, уводя как можно дальше от затхлого эпигонства. С одной стороны, здесь есть все, что можно смело назвать «клюквой»: «Миллион алых роз» в саундтреке (а также гимн СССР в самых смелых аранжировках), игрушечный крокодил Гена в роли лучшего друга молодого Йоханнеса и коррумпированные KGBshniki, с любовью поглаживающие колючую проволоку на границе.

«Прощай, Советский Союз», фото
«Прощай, Советский Союз»
Фото: Кадр из фильма

Иногда фильм буквально ходит на грани: скажем, конкретно в Эстонии времен перестройки не было такого дефицита товаров, как показано в фильме. Но это его стилистическое свойство: все наши предубеждения и шаблоны он перерабатывает с огромной любовью к деталям. «Прощай, СССР» – это настоящий роман взросления на фоне глобальных перемен в жизни людей, и в центре здесь именно человек, а не его место в истории. Это фильм, пропущенный через жернова детской ностальгии: скажем, эпизод, в котором маленький Йоханнес пытается «сбежать» из страны на педальном «Москвиче», служит прямо-таки кричащим символом, но смотрится так мило и трогательно, что об этом думаешь в последнюю очередь. 

При просмотре этого фильма ловишь себя на мысли, что режиссер явно вдохновлялся работами авторов «Королевства полной луны» Уэса Андерсена и «Кролика «Джоджо» Тайки Вайтити. СССР в фильме не просто «открыточный», как в современном российском кино, а прямо-таки «пряничный», поданный глазами ребенка, для которого это было не время танков у Белого дома, Афгана, Чернобыля и «я устал, я ухожу», а счастливое и интересное детство. Первый игрушечный «калаш», первая драка за девочку в школе, первый привод к директору, первый поцелуй – фильм концентрируется на счастливых воспоминаниях, напоминая о том, что даже на фоне печальных событий (а их в фильме тоже хватает) важно не терять оптимизма и умения радоваться мелочам. Ну и, плюс ко всему, это кино о вечном: сплоченность семьи Йоханнеса, самоотверженная любовь матери и строгость любящих дедушки и бабушка напоминают, что даже в самые трудные времена близкие люди важнее любого tovarisch’а.

{{ label }}

Новости партнеров