Жил да был в глухой уральской глубинке чудаковатый парень Леша со слуховым аппаратом. Работал он конюхом за копейки, чтобы содержать родную не по крови, но по духу бабушку в своем не менее чудном доме, сложенном из всякого хлама. В свободное время убирал он мусор на улицах, из которого и продолжал складывать дом, снимал на камеру пенсионеров в местном ДК и пытался выйти на контакт с пришельцами: то круги на полях нарисует, то попытается на верхнем этаже дома поймать сигнал от далеких (не)знакомых. Однажды на пороге его дома появляется странная девочка, которую он может слышать даже без слухового аппарата. И она говорит, что пришла из далеких краев, чтобы отвести его туда, где ему на самом деле стоит быть.
Иван Соснин в нашем улюлюечно-балалаечном российском кинематографе 2020-х, честно говоря, сам выглядит как загадочный инопланетянин не с этой планеты (или, как минимум, не с этого континента). Его добротный (в смысле что крепко сделанный и очень добрый) кинематограф вызывает в памяти даже не советское кино, как кто-то мог бы сказать, а какие-то уютные и ламповые бабушкины сказки. И если хитовые «Далекие близкие» были произведением чисто русским народным, то вот с «Пришельцем» не стыдно податься на условный «Сандэнс» или в Торонто. Несмотря на чисто уральские вайбы, это фантастика в своем первоначальном общемировом значении — как гуманистическое произведение о том, насколько важно оставаться человеком в любой ситуации.
«Пришелец» драматургически сложен как хороший жанровый фильм — в нем есть немного и от комедии, и от драмы, и даже от легкого триллера, и чисто американские (в лучшем смысле) инди-нотки кино, которое не нуждается в подробных объяснениях. Природа загадочной Яны, которую поразительно точно отыгрывает восьмилетняя дебютантка Алена Мирошникова, так и останется не объясненной — неясно, человек она или все-таки нечто иное. Но это ведь и неважно, главный пришелец здесь не она, а наивный добряк-недотепа Леша, которому будто бы проще найти язык с конями, нежели с людьми. Мы часто смотрим на таких вот слегка «юродивых» с некоторой долей брезгливости, но что если в глубине души они лучше всех нас с вами?
Этот простой месседж при поддержке отличного и очень точно чувствующего актера Максима Стоянова, превратившегося в одного из самых интересных современных артистов, Соснин доносит максимально доходчиво и понятно. Прелесть «Пришельца» в том, что его можно показать условным зрителям нью-йоркской «Трайбеки» — и те оценят. Можно проголосовавшим за фильм на фестивале Voices жителям Вологды — и они искренне кайфанут. Можно хоть папе, маме, бабушке, дедушке, соседу по лестничной клетке и чуть ли не собаке — и те считают простой и искренний посыл фильма. Можно, пожалуй, даже отправить его тем самым инопланетянам — и, думается, те тоже считают приземленный (каламбур!) посыл фильма. То, что всем нам сейчас нужно больше, чем любое покорение космоса.