Три девочки из интерната — Авила, Скарлет и Энн-Мари — решили в один прекрасный день прогуляться до пляжа, не сказав об этом воспитателям, и покататься на досках. Дело было во время отлива, поэтому довольно быстро их унесло далеко от берега. Пытаясь найти дорогу домой или хотя бы до какой-никакой суши, они плыли и плыли, пока не наткнулись на скалу с выдолбленной в ней морской пещерой. Там, вдали от цивилизации, проживали разные животные, в первую очередь — морские слоны и морские львы, которым, кажется, не очень понравилось соседство с новыми гостьями, поэтому сестры оказались в опасности.
«Выживший» для самых маленьких — именно так можно было бы в двух (трех) словах описать фильм с лаконичным названием, впервые показанный в программе «Дикие ночи» на Московском кинофестивале. Сам по себе этот фильм является маленьким чудом, начиная с истории создания: его режиссеры — супружеская пара и фанаты дайвинга, которые сняли его практически без денег, усилиями родных и друзей, а в главных ролях задействовали собственных детей. То, что такое кино добралось до скромной, но бодрой программы ММКФ — уже не такое чудо, но вот то, что фильм еще и в прокат спустя два года выходит — вот это уже действительно похоже на чудеса. И совсем уж будет чудом, если это совершенно некоммерческое кино принесет его прокатчикам деньги — попробуем им в этом помочь.
Наивный кинематограф — штука очень специфическая: его очень легко ругать, хотя и хвалить не так уж и сложно. «Остров пропавших девчонок», несмотря на свою почти полную безбюджетность и любительское исполнение, умудряется выбиться из категории «кино от своих и для своих». Как минимум тем, что временами в кадре нагнетается нешуточный саспенс. Первая встреча девочек с морским львом (вроде милые на картинках ребята, но на деле весьма и весьма непредсказуемые) наполнена чувством легко понятной тревоги: все-таки это не нарисованный на экране зверь, а вполне реальное чудище, в несколько раз больше самой старшей из актрис! Но, кажется, природа благоволила семейству Шмидтов — никто не пострадал, включая животных, а смотреть такое кино, ходящее по краю игрового и документального, весьма небезынтересно.
Конечно же, от «Острова» не стоит ждать каких-то сногсшибательных откровений — фильм не про это. А скорее про удивительную возможность в принципе взять и сделать кино со своими детьми в главных ролях, по искренности вполне способными переиграть Леонардо Ди Каприо с «Оскаром» на его же поле. От него исходит теплота человеческих рук и синефильский восторг, с которым авторы явно его делали. Подобные фильмы («Марсель, ракушка в ботинках», «Скинамаринк», картины Никиты Лаврецкого) — это немного другой кинематограф, за которым стоит не безликая студия, а живые люди с горящими глазами, мечтающими снимать кино. И круто, что мы можем в этом поучаствовать тоже, отдав немного денег за билет на маленькое, наивное, но очень честное кинематографическое чудо.