«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл фото
{{ label }}

Месть под треки Бритни Спирс: почему «Девушку, подающую надежды» номинировали на «Оскар»

Главная героиня ведет двойную жизнь и мстит мужчинам.
Анастасия Седова
|
19 Апреля 2021

25 апреля в этом году – феноменально поздняя по «оскаровским» нормативам дата вручения кинопремии. Картина «Девушка, подающая надежды» с миловидной Кэри Маллиган в этот раз собрала огромное количество номинаций, включая самые значительные – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Разбираемся, почему такой ажиотаж и есть ли у фильма шансы.

Зачин «Девушки» от девушки же – режиссера Эмиральд Феннел, до того успевшей сыграть в нашумевшей «Короне», фильме «Девушка из Дании» и поработать над сценарием к «Убивая Еву», довольно прост: пьяная в хлам блондинка-Маллиган в типично располагающем к раскрепощенности и приключениям американском баре на эти самые приключения и нарывается – ее под предлогом оказания помощи в доставке нетрезвого тела домой увозит один из посетителей, явно намереваясь воспользоваться ситуацией. Но если бы все было так просто. Главная героиня с античным именем Кассандра только притворяется пьяной, а на деле готовит нерадивому поклоннику взбучку с примесью нотаций о том, что так вести себя с кем-то, кто не может оказать сопротивление, непорядочно, мягко говоря. И таких счастливых вечеров у Кэсси – каждый первый. Зачем? Об этом драматургия фильма начинает намекать почти сразу, а рассказывает до конца лишь ближе к финалу. Но тут без неожиданностей – дело в трагедии, произошедшей с героиней в студенчестве и заставившей ее отказаться от карьеры, любви и всего людского ради мести.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл фото
«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Тема харассмента, насилия, обязательного достижения всяческого согласия при вступлении в интимную связь обрела свой голос в кинематографе в последние годы неслучайно: все же помнят некоего Харви Вайнштейна? Да и в России были прецеденты, правда, к ним в нашем обществе пока относятся весьма спорно – тв-передачи с Дианой Шурыгиной во многом поспособствовали тому, чтобы к последующим обвинениям, выдвинутым рядом студенток и журналисток к профессорам вузов и даже депутатам, подавляющее большинство относилось со скепсисом. Голливуд же идет дальше, чтобы наконец всем уже стало понятно, где все-таки пролегает грань между милым пьяным флиртом и настоящим насилием.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл фото
«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

«Девушка, подающая надежды», конечно, не совсем жанровое эксплуатационное кино в стиле rape and revenge (месть за изнасилование), хотя и отсылает ко времени, когда оно было на пике (помните триллеры «Леденец» или «Я плюю на ваши могилы»?) Вместо четко выстроенной сюжетной линии про преступление и наказание здесь слегка разъезжающаяся по швам рефлексия – виной тому выбор меланхоличной Кэрри Маллиган на главную роль или художественное виденье режиссера, не слишком понятно. Хотя неудачным актерский состав назвать тоже нельзя – к нему, скорее, подойдет эпитет метамодернистский. Исполняющий роль ухажера Кассандры с темным, как выясняется, прошлым Бо Борнэм – авангардный комик, в роли одной из «жертв» мстительницы – звезда молодежных сериалов нулевых Адам Броди, а ее мать и подавно играет Дженнифер Кулидж («мама Стиффлера» из культового «Американского пирога»). Саундтреки на фоне не менее ностальгические – Бритни Спирс и Charli XCX как чересчур прозрачный намек: все ваше веселье в начале столетия, эксплуатация темы доступного секса и смех над фильмами, где несколько ребят только и мечтают о том, чтобы лишиться невинности на выпускном, привели к тому, что в 2020-м кому-то просто необходимо было снять «Девушку, подающую надежды». Отсюда же и выбор на главную роль Маллиган – 35-летняя актриса с ангельской внешностью никак не может подойти на роль беспощадной мстительницы, а потому подходит на нее как никто другой. Да и отказавшуюся от светлого будущего ради высоких целей героиню ей играть уже приходилось – в далеком 2008-м, в «Воспитании чувств». Правда, мотивы Дженни из «Воспитания» были ровно противоположны мотивам Кассандры.

И все-таки сказать, что «Девушка» Феннел предназначается только феминисткам или им сочувствующим, невозможно. Ее аудитория – все, кто жил, рос и взрослел в рамках другой, отличной от нынешней, этической парадигмы. Кассандра и сама родом из нулевых – она одевается в костюм легкодоступной оторвы под «Toxic», но проявляет истинные чувства лишь под Уолтера Шуманна. Его саундтрек к старому голливудскому фильму «Ночь охотника», проходящий лейтмотивом сквозь весь хронометраж, не оставляет повода для сомнений, каким именно окажется финальный шаг героини.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл фото
«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Однако именно эти полутона и полуаккорды вкупе со сквозящими морализаторством и манифестацией производят слегка отталкивающее впечатление: зритель вообще не очень любит, когда ему так активно суют под нос нравоучения, и уж тем более, когда эти нравоучения заворачивают в обертку из-под глэм-триллера. И даже весь метамодернистский потенциал образа вульгарно накрашенной Маллиган с по-детски невинным лицом а-ля повзрослевшая Лолита слегка ломается под натиском ряда предсказуемых сюжетных твистов.

Так есть ли у «Девушки, подающей надежды» шанс взять «Оскар»? Представляется, что он и правда есть: Феннел удалось, пусть кое-где и неуверенно, но совместить определенный саспенс с куда более глубоким интертекстом, расширяя его границы реминисценциями и игрой с контрастами. И даже если Американскую киноакадемию не впечатлит столь любопытно написанный сценарий, всегда есть награда за «Лучшую женскую роль», а ее измученная демонами прошлого Кэри Маллиган явно заслужила. Сильнее ли, чем Фрэнсис МакДорманд из «Земли кочевников» – узнаем 25 апреля.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500