«Конец фильма», реж. Владимир Котт фото
{{ label }}

«Конец фильма»: трагикомедия о режиссере, который очень хотел быть как Феллини

Остроумное, честное и мастерски сделанное кино про творческие муки и способы их преодоления.
Иван Афанасьев
|
18 Мая 2021

Митя – не особо удачливый режиссер, мечтающий снимать высоколобое авторское кино, однако вместо этого прозябающий на дешевых шоу «про ментов». Однажды на съемках очередной серии полицейского мыла он не выдерживает и сбегает прямо с площадки. Вслед за ним увязывается ехидный плод его воображения – призрак великого актера Марчелло Мастроянни, постоянно подтрунивающий над горе-режиссером. Разумеется, побег не останется безнаказанным – ушлый продюсер, до этого холивший и лелеявший свою перепелку, несущую золотые яички, прижимает Митю по полной. А там еще и проблемы с дочерью, влюбившейся в работника морга, не дают уснуть по ночам. Кажется, финита ля комедия.

«Конец фильма», реж. Владимир Котт фото
«Конец фильма», реж. Владимир Котт
Фото: Кадр из фильма

Ироничная трагикомедия Владимира Котта – настоящий путеводитель по режиссерским недугам и неврозам. В образе главного героя, которого блестяще воплотил на экране Валентин Самохин, удивительно талантливый актер второго плана, постановщик, он же и сценарист, остроумно воплотил, как видится, гротескное отражение самого себя. В отличие от своего брата-близнеца, Александра, поставившего, например, «Брестскую крепость», вполне себе народный фильм, у Владимира до сих пор не было ни одного коммерческого хита. «Конец фильма» тоже им не станет, но, кажется, режиссер по этому поводу не переживает – лишь с явным удовольствием и редкостным чувством юмора высмеивает все штампы о профессии «гения кино».

«Конец фильма», реж. Владимир Котт фото
«Конец фильма», реж. Владимир Котт
Фото: Кадр из фильма

Особенно забавно, что в фильме Котт играет и одну из важных ролей – коллегу Мити, удачливого коммерческого постановщика, довольного своей участью, своеобразный антипод протагониста, его кривое зеркало, в котором тот категорически не хочет отражаться. Что важно – несмотря на обилие гэгов, «Конец фильма» не превращается в «петросянство», не становится пародией на самого себя. Когда зритель видит возвышенные мечты главного героя о съемках идеальной картины, сложно не понять, о чем идет речь – каждый в этой жизни хоть раз мечтает вырастить, помимо дерева, еще и что-то великое в головах окружающих.

«Конец фильма», реж. Владимир Котт фото
«Конец фильма», реж. Владимир Котт
Фото: Кадр из фильма

Поэтому, миновав экватор в половину хронометража (почти два часа), фильм делает резкий крен в сторону драмы, вводя ряд неожиданных для зрителя и для героя обстоятельств из разряда тех, с которыми уже шутки плохи. Рок в судьбе художника, ломающий надежды, как корабль о скалы – явление столь же обычное, сколь и ранняя творческая импотенция; а когда они идут рука об руку, сдаются даже самые стойкие. Спасует ли Митя? Какой его ждет end – happy or not so? И вообще – способен ли человек такой тонкой душевной организации выдержать столкновение с адом реальной жизни, отнюдь не сладкой, разве что с приставкой «кисло-»?

Так или иначе, колеса крутятся, киношка мутится – как бы говорит нам Владимир, снявший этот фильм за мизерный бюджет, собранный по сусекам, слепленный из того, что было. И в таком виде его вполне есть, за что полюбить. «Конец фильма» посвящается всем честным и неравнодушным творцам, главная задача которых – никогда не изменять, в первую очередь, самим себе. И «великая красота» сама найдет к тебе путь.

{{ label }}

Новости партнеров