«Ася», реж. Рути Прибар фото
{{ label }}

«Ася»: израильская драма про мать и дочь, столкнувшихся с неизбежным

Фильмы про смертельно больных детей – запретная территория, зайти на которую рискуют либо самые отчаянные, либо самые отчаявшиеся режиссеры.
Иван Афанасьев
|
28 Апреля 2021

Ася, эмигрантка из России, живет в Израиле вместе со своей дочерью-подростком Викой. Девочка родилась рано, поэтому разница в возрасте двух молодых женщин становится особенно очевидной, когда у Вики начинается пубертат: она отдаляется от матери, становится грубой и отчужденной, уходит из дома в компанию сверстников и стремится лишиться девственности. Ася совершенно не понимает, что с этим делать, целыми днями зависает на работе и свободное время проводит либо в тусовках, либо в компании женатого мужчины. Однажды у Вики обнаруживается неизлечимая болезнь, от которой та постепенно начинает терять подвижность. Мама вынуждена вспомнить о своей роли и вернуться к уходу за дочерью – но судьба девочки предрешена и уход лишь отсрочит неизбежный конец.

«Ася», реж. Рути Прибар фото
«Ася», реж. Рути Прибар
Фото: Кадр из фильма

Фильмы про смертельно больных детей – запретная территория, зайти на которую рискуют либо самые отчаянные, либо самые отчаявшиеся режиссеры. Нужен талант и огромный запас человечности, чтобы не превратить свой фильм в примитивный инструмент для выжимания слез и самому не превратиться в паразита, присосавшегося к такой удобной для манипуляции зрительским чувством теме. К счастью, «Ася» – это редкий случай кино, у которого успешно получается найти разумный баланс между реализмом и заламыванием рук. Для режиссера Рути Прибар, до этого поставившей короткометражку со схожим сюжетом «Последний звонок», тема смерти близкого человека в семье особенно близка: один из ее родных скончался от смертельной болезни. Свои переживания она в полной мере, но без истерики вложила в свои фильмы – и это чувствуется.

«Ася», реж. Рути Прибар фото
«Ася», реж. Рути Прибар
Фото: Кадр из фильма

«Ася», несмотря на максимально болезненную тему, говорит о ней спокойно, без надрыва и перегибов. Это достигается за счет двух вещей: сдержанной режиссуры и актерских работ. В первом случае – фильм избегает как чрезмерной, документализированной фиксации на реальности, так и романтизации процесса умирания человека, только вступающего во взрослую жизнь. Рути Прибар ловит камерой оператора Даниэлы Новиц (тоже женщины, кстати) натуральную эстетику пространства: нежные закаты по вечерам, естественная красота людей, живописные бытовые детали интерьера дома, в котором живут Ася и Вика. Второе достоинство фильма – сыгравшие мать и дочь актрисы Алена Ив и Шира Хаас соответственно. У второй в активе еще и номинация на «Золотой глобус» за роль в «Неортодоксальной», но они обе невероятно органичны в ансамбле. Интересно, что обе говорят на смеси русского и иврита, причем дочь чаще на втором – но идея фильма как раз в том, что разница в языках не мешает им учиться понимать друг друга.

«Ася», реж. Рути Прибар фото
«Ася», реж. Рути Прибар
Фото: Кадр из фильма

Это кино про потерю, и все мы знаем, что будет в конце. Создатели не стали приводить все к слащавому хэппи-энду – он бы все испортил. Фильм завершается на эмоциональном пике, не давая зрителю «посмаковать» печальный финал. И это прекрасно – с таким фильмом надо «пожить» после просмотра, подержать его в себе и отпустить. Ведь жизнь и смерть – вещи неразрывно связанные, и «Ася» помогает лишний раз это принять без лишней боли.

{{ label }}

Новости партнеров