Барнс и Пэкстон — две молодых миссионерки-мормонки, распространяющие учение своей церкви. Служба приводит их в маленький городок, где финальной точкой становится посещение некоего мистера Рида, который сам «заказал» их визит, якобы заинтересовавшись учением. Оказавшись в доме этого интеллигентного с виду мужчины, увлекающегося теологией, они сразу замечают ряд странностей. Хозяин обещает показать им свою жену, но не торопится, зачем-то предупреждает, что дом построен из металла, а обещанный черничный пирог к столу для более вкусной беседы оказывается не тем, чего они ожидали. Так они понимают, что попали в ловушку психопата, который непонятно что от них хочет — уж явно не только провести лекцию на тему религии, которую он им так жаждет рассказать.
Вообще даже по-своему удивительно, что «Еретик» без особых проблем выходит в прокат в России. Здесь легко усмотреть практически богохульное кино о том, есть ли Господь всемогущий вообще. Раз уж позволяет не только существовать страшным похабным штукам вроде порнографии, но еще и попадаться на глаза ее самым истовым поклонницам (с обсуждения этого начинается фильм). И, в общем, фильм режиссерского дуэта Брайана Вудса и Скотта Бека (сценаристы «Тихого места» и режиссеры провалившегося блокбастера «65») на бумаге выглядит довольно любопытным теологическим экспериментом — а что, если твоя вера формируется не, собственно, верой, а теми, кто ее формирует?
На деле же первая половина фильма, когда коварный мистер Рид держит своих жертв (и зрителя) в неведении относительно своих дальнейших планов — лучшее, что есть в ленте, хотя и служит по идее преамбулой, эдакой затравкой для последующего хитрого с виду майндфака, призванного взорвать мозг зрителю. Но именно в этой половине начинается форменное жульничество — количество условностей, которые закидывают в сюжет Вудс и Бек, столь велико, что ты попросту перестаешь воспринимать это философским хоррором, и видишь перед собой затянувшийся фарс. Как если бы вы ждали, что хитроумная структура, придуманная авторами, окажется такой же эффектной не только снаружи, но и внутри — увы, все происходящее можно сравнить с притчей о бабочке и китайском мудреце, которую упоминают и в самом фильме.
Впрочем, впечатлить «Еретику» зрителя все-таки удается — как минимум, благодаря впечатляющему перфомансу Хью Гранта, который в последние годы с явным наслаждением отходит от привычного амплуа красавчика и плейбоя. Здесь он показывает мастер-класс актерской игры, переключаясь с добродушной гримасы на зловещую ухмылку (ему бы очень пошло камео в триквеле «Улыбки») буквально за пару секунд и нехило нагоняя жути на зрителя. Еще хочется отметить, что в столь претенциозном произведении находится место очень уместному черному юмору, который скрашивает общее ощущение легкого разочарования. Если бы фильм был с начала до конца серьезным — вот тогда это было бы настоящее богохульство. А так всегда можно назвать «божественной комедией»: благо и ад Данте в кадре тоже в какой-то момент появляется.