6 июня в российский прокат вышел хоррор «Ночь с дьяволом». На сегодняшний день это самый обсуждаемый и удачный представитель своего жанра за последние годы. Хотя изначально кажется самым обыкновенным мокьюментари. Так почему же весь мир пришел в такой восторг от этого кино?
США, 1977 год. В прямом эфире хэллоуинский выпуск вечернего ток-шоу «Ночные Совы». Ведущий – любимец Америки Джек Делрой (Дэвид Дастмалчян), недавно переживший трагическую смерть жены. Он был готов навсегда покинуть телевидение, но вернулся! Однако, чтобы угнаться за конкурентами, Джеку приходится соглашаться на дешевые скандалы и нелепые сюжеты. Поэтому в канун Дня Всех Святых в его студии собралась совершенно неожиданная и любопытная компания – экстрасенс-медиум, иллюзионист-разоблачитель, парапсихолог и 13-летняя девочка, одержимая дьяволом. Этот эфир действительно взорвет все рейтинги, но какой ценой?
До российского зрителя «Полночь с дьяволом» добралась только в июне 2024 года, тогда как мировая премьера состоялась аж 10 марта прошлого года. И с тех пор фильм уверенно собирает сплошь положительные отзывы. Критики нахваливают абсолютно все: стилизацию под 70-е, великолепного Дастмалчяна, блестящую Ингрид Торелли (да, весь каст силен), возрождение мокьюментари, неспешность сюжета, сатиру на всеобщее увлечение мистикой. Такого единодушия да еще и в таком неблагородном жанре, как хоррор киносообщество не выказывало буквально никогда. За последнее десятилетие было много хитов, которые обсуждали все – «Заклятье», «мама!», «Прочь», «Реинкарнация», «Солнцестояние». И у всех были и рьяные хвалители, и бескомпромиссные критики. Почему же именно «Полночь с дьяволом» вдруг так единогласно хороша? Есть пара догадок на этот счет.
Во-первых, Дэвид Дастмалчян. Удивительным образом история актера и его героя Джека Делроя имеет кое-что общее. Джек годами из кожи вон лез, лишь бы вывести свое ток-шоу в топы рейтингов, но всегда оставался в тени какого-нибудь Джонни Карсона (многолетний ведущий телепрограммы The Tonight Show на канале NBC). И сколько бы Джек ни старался (а он даже приводил свою обожаемую жену, умирающую от рака, в студию), обогнать конкурентов не получалось никак. Так и Дастмалчян, сыгравший за последние 10 лет в самых громких проектах ( «Дюна», «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Бегущий по лезвию 2049», «Чудотворцы», «Флэш», «Готэм» – это только малая часть), всегда был где-то на вторых ролях. Это вечный человек-эпизод. Вы точно его где-то видели. Но где?
«Полночь с дьяволом» – первая большая главная роль Дэвида. И он выложился на полную. Наконец-то его актерскому таланту удалось разыграться, заполнить собой все экранное пространство. Он наверняка всегда был хорош, но только сейчас это увидели все.
Во-вторых, качественное мокьюментари. Каким-то необъяснимым образом зритель любит обманываться дважды – кино это и так выдумка. А тут фильм, который изображает из себя документалку – не чудо ли? Но снять действительно хороший мокьюментари-хоррор удается редко. А если точнее, то где-то раз в 25 лет (последним удачным примером была «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» 1999 года). Как известно, основа кино – это вуайеризм, который присущ каждому человеку. Все мы любим подглядывать, прислушиваемся к ссорам соседей, глазеем на аварию на дороге, жадно слушаем сплетни коллег (отпираться бесполезно, иначе откуда такие рейтинги у Малахова или шоу «Мужское/Женское»?) И мокьюментари дает нам эту возможность чуть больше, чем другие жанры. Эта фальшивая искренность способна что угодно сделать в 100 раз интереснее. «Полночь с дьяволом» – это якобы найденная запись того рокового эфира, когда Джек Делрой пригласил в студию Зло. Трагедия в прямом эфире – звучит, как что-то с миллионами просмотров на Youtube, не правда ли?
Ну, и в-третьих, мистика. Сколько бы в мире ни продавалось умных книжек про теорию струн или происхождение видов, но карты Таро почему-то все равно популярнее. Тонкий мир, нечто потустороннее, неведомое, незримое, сокрытое – это неисчерпаемая бездна для хорроров. Первобытный страх человека перед чем-то всемогущим и таинственным вписан в каждого из нас на уровне ДНК. Стоит только ловко использовать, и зритель купился.
Есть еще одно неожиданное достоинство этого фильма – он нестрашный. Жутковатый, тревожный, настораживающий, но в общем смысле совершенно не страшный. Чего же тут хорошего? Искушенный любитель хоррора не испугается, но все равно получит удовольствие от элегантных отсылок к классике. А неофиту будет приятно не закрывать глаза руками на резких скриммерах – их тут нет, они не нужны.
Эти догадки приближают нас к пониманию причин такого успеха фильма лишь отчасти. Сложились все перечисленные обстоятельства? Зритель устал от другого и захотел эдакого? Ностальгия по эстетике 70-х? Гениальный сценарий? Так или иначе магия случилась. Остается только смотреть и наслаждаться.