«Довод», реж. Кристофер Нолан фото
{{ label }}

«Довод»: блокбастер Кристофера Нолана про фокусы со временем

Кристофер Нолан провернул совершенно уникальный финт ушами: снял, возможно, самый высокобюджетный арт-хаус в мире, который не каждому будет по зубам.
Иван Афанасьев
|
29 Апреля 2021

Британский агент ЦРУ с лаконичным именем Протагонист участвует в операции по освобождению заложников в Киевской опере. Операция проходит успешно, хотя он и сам попадает в заложники и глотает капсулу с ядом, чтобы не сдаться врагу; очухавшись, он узнает, что прошел некое испытание и стал членом тайной организации Tenet (тот самый «Довод»). Их цель – остановить русского олигарха с наитипичнейшей для наших широт фамилией Сатор, который разработал новейшее оружие, способное знатно навредить всему человечеству. И это не просто какая-нибудь ядерная бомба или нечто подобное, а по-настоящему новаторское изобретение, способное влиять непосредственно на будущее – способность проворачивать время вспять. Объединившись с загадочным агентом Нилом, Протагонист осваивает технологию инверсии, чтобы противостоять русской угрозе.

«Довод», реж. Кристофер Нолан фото
«Довод», реж. Кристофер Нолан
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Схематичный сюжет – одновременно и достоинство, и недостаток «Довода». Кристофер Нолан, большой любитель замороченных конструкций, провернул совершенно уникальный финт ушами: снял, возможно, самый высокобюджетный арт-хаус в мире, который не каждому будет по зубам, но и не каждый захочет вникать в его хитроумные игры со временем. Представить себе сюжет, в котором русский олигарх, сделавший состояние на уране в Советском Союзе, втайне ото всех налаживает производство пуль, движущихся задом наперед, чтобы уничтожить будущее, можно либо в самой сумасшедшей «клюкве», либо в чисто умозрительном (или умозрительском) упражнении. Которым «Довод» и является. У абсолютного большинства в финале фильма возникнет закономерный вопрос: «это что вообще сейчас было?» – и половина плюнет, а вторая пойдет пересматривать.

«Довод», реж. Кристофер Нолан фото
«Довод», реж. Кристофер Нолан
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

И, с одной стороны, смотреть «Довод» временами (ключевое слово) невероятно увлекательно. В каком еще фильме для съемок одной-единственной сцены взрывали целый самолет? А здесь такое есть. Не говоря уже о сногсшибательных спецэффектах (недаром фильм получил «Оскар» по этой части) с одновременным течением времени в противоположных направлениях, когда в рукопашной схватке сходятся обычный спецагент и движущийся из будущего в прошлое. Для головоломки (каковой «Довод» и является) такой джентльменский набор рядового блокбастера выглядит весьма привлекательно – как часто вам доводилось крутить кубик Рубика в сопровождении взрывов и сногсшибательной музыки оскароносного композитора Людвига Йоранссона?

«Довод», реж. Кристофер Нолан фото
«Довод», реж. Кристофер Нолан
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

С другой, кроме решения задачек на логику, когда в суете разрозненных событий (от погони на инвертированных машинах до штурма сверхсекретной базы) ты пытаешься еще разобраться, кто есть кто и какие события предшествовали другим, фильм больше ничего особо предложить не может. В нем довольно много пустых околофилософских разговоров, маловато, собственно, «блокбастера», а выяснение отношений зрителя с течением времени в фильме носит чисто технический характер: когда задачка решена, ты получаешь удовлетворение и берешься за следующую. Хотя, конечно, настолько эффектные сканворды вы наверняка еще не разгадывали.

{{ label }}

Новости партнеров