Александр Збруев: «Я никогда не был первым»

«Счастье такая трудная штука...» — помните эти слова из песни, звучащей в фильме «Большая...
Ирина Кравченко
|
03 Июня 2021
Александр Збруев с Олегом Ефремовым
Когда снимался в фильме «Батальоны просят огня», где у меня центральная роль, возникало ощущение, что мы воевали, до такой степени все походило на реальность. Режиссер Владимир Чеботарев, сам прошедший фронт, знал, как рассказывать о войне. С Олегом Ефремовым
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Кино — трудное дело, если, конечно, относишься к нему серьезно. Но в кино и нельзя работать спустя рукава, поскольку оно очень приближено к жизни, а жизнь порой доставляет неудобства. Вспоминаю, когда позднее снимался в четырехсерийном фильме «Батальоны просят огня», где у меня центральная роль, возникало ощущение, что мы воевали, до такой степени все походило на реальность. Режиссер Владимир Чеботарев, сам прошедший фронт, припадавший после ранения на одну ногу, знал, как рассказывать о войне. «Воевали» мы в тяжелых условиях, например в болотах, где приходилось прыгать с кочки на кочку и если промахивался, то падал в жижу, и чтобы не засосало, кто-нибудь сразу помогал выбраться.

Вот и в картине «Мой младший брат» все приближено к настоящей жизни: там настроение оттепели, там мы молодые.

— Подружились с Далем и Мироновым?

— С Андреем я уже был знаком — он учился в «Щуке» на курс младше, мы вместе играли в одном спектакле. С Олегом, который был моложе на два курса, но учился в Щепкинском, впервые увиделись на съемках. В экспедиции мы все время проводили вместе, я их обоих устраивал и каким-то образом соединял, а так они вряд ли смогли бы дружить — были очень разными.

Олег меня поразил: он потрясающе пел — что романсы, что блатные песни, — аккомпанируя себе на гитаре. Андрюша, наоборот, тогда не проявлял склонности к пению, разве что мурлыкал какие-то джазовые вещи, но чтобы взять в руки инструмент и спеть... Он часто смущался и будучи влюбленным, а влюблялся, по-моему, постоянно, бродил, например, под окнами понравившейся девушки. Стеснительным был в отличие от Олега — правдивого, порой резкого, в пору тех съемок выглядевшего приблатненным. Даль и в кино, и в жизни делал то, что подсказывала его суть, а был он ярко и глубоко талантлив: у него во всех ролях присутствуют второй, третий, четвертый планы. Как-то нас пригласил к себе в номер Ефремов, мы сидели разговаривали, Даль пел под гитару — и это было так душевно, чисто, прекрасно! Олег Николаевич его спросил:

— Ты когда оканчиваешь училище?

— Сейчас перехожу на третий курс.

— Вот как окончишь, приходи к нам в «Современник».

Даль так и сделал. А Андрюша после учебы поступил в Театр сатиры, с худруком которого Валентином Плучеком дружили его родители. И там раскрылся — достаточно быстро стал играть главные роли, пел, танцевал.

— Каким были вы в пору своих первых съемок и первых спектаклей?

— Не знаю. Наверное, и что-то да, и что-то нет. Больше нет, чем да. Я только познавал мир — какой он помимо дворов и всей моей послевоенной детско-юношеской жизни. Фильм Александра Зархи в точном соответствии с названием аксеновского романа «Звездный билет» стал и для Олега, и для Андрея, и для меня билетом в будущее.

Пока я снимался, сцена была на втором плане, а меня уже приняли в Театр имени Ленинского комсомола. В училище не думал, кем стану — актером театра или кино, мне просто нравилось учиться. А когда вернулся со съемок, сразу ввели в «До свидания, мальчики!», потом дали главную роль — в спектакле «Мой бедный Марат». С режиссером, тогдашним художественным руководителем театра Анатолием Васильевичем Эфросом, у нас сложились доверительные отношения. Работать с ним было безумно интересно! Пьесу Алексей Арбузов писал параллельно с нашими репетициями, то есть мы не знали, что будет дальше, и спектакль получался живым.

Эфрос — великий режиссер. Я не очень люблю эпитет «великий», хотя слово «звезда» нравится еще меньше. Как сказал Юрий Яковлев: «Звезд много — хороших артистов мало». Но Эфрос был открывателем новых театральных дверей, на его мастер-классы приходили актеры из разных трупп и были захвачены тем, что он показывал. Все у него становилось ярким, даже борьба с системой. Помню, мы репетировали, когда в зал вошел какой-то человек и громко сказал:

— Анатолий Васильевич, вас ждут в управлении культуры.

Эфрос так же громко ответил:

— Вы видите, у нас репетиция? Если у меня будет возможность, приеду.

Он много испытал драматических моментов из-за своего нежелания подстраиваться под кого бы то ни было, в конце концов Эфроса сняли, хотя у нас прошло собрание в его защиту. Анатолий Васильевич ушел в Театр на Малой Бронной, многие хотели к нему присоединиться, но разрешили взять с собой только десятерых актеров, в числе которых был я.

1 2 3 4 5 6 7 8
Какие разрешения нельзя давать приложениям — подумайте дважды
Современные мобильные приложения предлагают широкий функционал, но могут угрожать безопасности ваших данных. При установке приложения вам часто предлагается предоставить доступ к микрофону, камере, геолокации и контактам. Каждое «разрешить» может повлиять на вашу приватность, и важно понимать, как правильно управлять разрешениями.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая