Александр Иванов. Явление любви

Взмахнув крылом, ласточка легонько чиркнула перышками по его лицу и с веселым щебетом упорхнула...
Антонина Варьяш
|
04 Мая 2021
Фото репродукции картины А. Иванова «Ветка». 1850 г.
Летом 1848-го он напишет один из своих лучших пейзажных этюдов — «Ветку». Было ли пронзительное одиночество, запечатленное в нем, откликом на окончательно осознанную Ивановым невозможность соединения с Марией Апраксиной или реакцией на смерть в Петербурге любимого отца? Фото репродукции картины А. Иванова «Ветка». 1850 г. Государственная Третьяковская галерея
Фото: Vostock Photo

Но разве под силу человеку вырвать из памяти годы жизни и женщину, что однажды, в октябре 1839 года, в день своих именин принесла в его студию новорожденную девочку?

Каким оскорблением для своего великого труда посчитал он тогда ее визит. К тому времени в его новой мастерской в доме № 5 на римской улице Виколо дель Вантаджо уже два года стояло громадное полотно шириной в семь с половиной и высотой почти в пять с половиной метров. Иоанн Креститель, проповедующий на берегу Иордана... Разноликая толпа, по замыслу художника олицетворяющая человечество в судьбоносный момент его истории. Почти невесомая фигура Христа, который, будто не касаясь земли, плывет к зрителю издали, от сизо-голубых гор...

Его детище — это его картина, коей он прославит русское искусство на весь мир и вернет погрязший в грехах род людской в лоно церкви. При чем здесь какой-то пищащий в пеленках младенец? Нет, ему тут точно не место. Так решил Иванов в тот день. Но расстаться с воспоминанием, будоражащим душу, не смог. В назидание самому себе он навсегда оставит на заднем плане полотна память о своем «падении»: крошечное ушко прильнувшего к женскому плечу ребенка и лицо его матери, на три четверти скрытое локтем юноши-назарея.

В том памятном октябре 1839-го Иванов, только что вернувшийся из поездки в Венецию, упоенный Тицианом, Веронезе и Тинторетто, был переполнен новыми колористическими идеями для своей картины. Вдоль стен римской мастерской стояли и висели десятки этюдов. Казалось, стоит только взять кисти в руки — и все пойдет как по маслу...

Первоначально назначенный срок пенсионерства давно закончился. В отличие от лапченковской «Сусанны» его отчетная работа «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения», прибывшая в российскую столицу летом 1836 года, была встречена с восторгом. Общество поощрения художников сочло ее достойной для поднесения государю в день тезоименитства, после чего полотно воцарилось в Эрмитаже. Автору присвоили звание академика.

Батюшка ликовал, во всех подробностях описывая в посланиях Александру его триумф на родине и заманчивые перспективы, что открывал ему сей успех. Но в ответ вдруг получил резкую отповедь: «Вы полагаете, что иметь жалованье шесть-восемь тысяч... получить красивый угол в академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастье. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен... никогда ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельна».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая