Гаврила Солодовников. Скупой меценат

«Ты не смотри, что сюртук на нем старый, замасленный, картуз грязен и сапоги скособочены, — говорили в Москве о Солодовникове, — денежки к Гавриле так и плывут. Сначала в тысячах считал, теперь и до мильонов дошел».
Нина Белова
|
01 июня 2018
Доходный дом «Красный ромб»
Доходный дом «Красный ромб» на 2-й Мещанской, ныне улица Гиляровского
Фото: NVO/File:Moscow, Gilarovskogo 57

«Свободный гражданин» имел 1152 комнаты и развитую инфраструктуру с потребительской лавкой, столовой, баней, прачечной, библиотекой и летним душем. «Красный ромб» насчитывал 183 меблированные квартиры. На этаже — четыре кухни с холодной и горячей водой, отдельными столами для каждой семьи, холодными кладовыми, печью, помещениями для сушки верхнего платья, комнатой для прислуги, убиравшей в комнатах у жильцов, а также ясли и детский сад. Оба дома освещались электричеством и были оснащены лифтами, что по тем временам считалось большой редкостью. В каждом подъезде дежурил швейцар.

«Преимущество в найме этих квартир дать бывшим приказчикам Солодовниковского пассажа» — такое условие поставил в своем завещании Гаврила Гаврилович. Но первыми, как водится, сюда вселились чиновники московской управы, те самые, что выбивали деньги у душеприказчиков. Уютное недорогое жилье понравилось и небогатым представителям дворянского сословия, а также учителям, музыкантам, художникам. Только тридцать три квартиры в семейном доме заняли рабочие.

Учитывая высокий спрос, городская дума приняла решение о строительстве новых домов. Но душеприказчик опять не торопился расставаться с деньгами. Власти обратились с ходатайством к императору, а заодно возбудили гражданский иск.

Почувствовав неладное, Солодовников-младший на сей раз оказался более сговорчивым. Стройку зданий запланировали в районе Тишинки и на Пресне. Но из-за начавшейся Первой мировой войны реализация проекта затянулась до 1917 года, затем грянула революция и все солодовниковские капиталы сгорели вместе со всеми прочими «буржуйскими» активами. В итоге из всего наследства, достигшего к этому времени астрономической суммы в сорок три миллиона рублей, на исполнение благотворительной программы Солодовникова было потрачено немногим более трех миллионов.

После Октябрьского переворота следы потомков Гаврилы Гавриловича теряются. Поговаривали, что Петр уехал в Париж, а Андрей остался в Москве и по-прежнему работал на железной дороге. Доподлинно известно только, что в начале двадцатых один из сыновей стоял у входа в бывший пассаж родителя на углу Кузнецкого Моста и Неглинной в ряду торговок чулками и поношенными шляпками и монотонно повторял: «Духи на вес... Шипр-Коти... Духи на граммы...» Но кто это был, история не сохранила.

А постройки эксцентричного купца здравствуют до сих пор. По-прежнему аншлаги в консерватории на Большой Никитской. В здании бывшего солодовниковского театра обитает Московский театр оперетты. На Большой Пироговской улице принимает больных Клиника кожных и венерических болезней. В бывших домах дешевых квартир размещаются многочисленные учреждения и офисы.

Не повезло только любимому детищу Солодовникова — пассажу: в 1941 году он был полностью разрушен авиабомбой. Позднее на этом месте разбили сквер, а в 2007 году возвели новый корпус ЦУМа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая