Андрей и Мария Платоновы. Не пара

Мало кто способен вынести испытания, выпавшие на долю Андрея и Марии Платоновых, про которых говорили, что они совсем не подходят друг другу.
Елена Головина
|
01 Июля 2016
Андрей и Мария Платоновы с сыном Платоном
Когда через несколько лет начались репрессии, Андрей Платонович, разумеется, ждал, что его непременно арестуют. Но ни в каком страшном сне ему не могло присниться, что Сталин отомстит самым иезуитским способом: у писателя заберут пятнадцатилетнего сына и сошлют в Норильск. Коктебель, 1936 год
Фото: из фондов ОР ИМЛИ РАН

— Я больше никогда не вернусь. Ты свободна!

У них как раз гостила мать Марии. Услышав грохот захлопнувшейся двери, она вскочила и набросилась на дочь:

— Быстро одевайся! Беги за ним!

Маша упрямо поджала губы:

— Вот еще, не побегу.

Мария Емельяновна, наспех накинув платок, сама кинулась за зятем. Но того и след простыл. Через час она обнаружила Андрея в питейном заведении неподалеку, он сидел за грязным столом, взъерошенный, с красным лицом, и дрожащей рукой наливал в стакан водку. Пару часов понадобилось, чтобы убедить пьяного Андрюшу, что жена любит его, просто характер у нее не сахар.

Разумеется, Платонова выгнали и из Тамбова и больше не подпускали ни к мелиорации, ни к сельскому хозяйству. Снова встал вопрос заработка, и тогда ради семьи он стал ездить, как в ранней юности, в журналистские командировки — на Волгу, в Туркмению, на Медвежью Гору. Сочные платоновские очерки кое-как печатали. Скопив денег, отправлял любимую Машу с сыном в Крым: им же необходимо отдыхать!

Но беда была в том, что Платонова отлучили не только от мелиорации. В столице на него сразу ополчились критики — как стервятники накидывались на его рассказы и повести, которые иногда удавалось-таки пристроить в журналы. При этом Александр Фадеев, любимец вождя, втайне зачитывался Платоновым. Шолохов рассказывал, что читая в рукописях его рассказы и повести, Фадеев начинал нервничать, срывался с места и повторял: «Как же он это сказал, сукин сын! Как он так составляет слова?!»

В 1929 году в журнале «Октябрь» Фадеев все-таки напечатал рассказ Платонова «Усомнившийся Макар», который попался на глаза Сталину. «Наши учреждения — дерьмо, — читал Ленина Петр, а Макар слушал и удивлялся точности ума Ленина. — Наши законы — дерьмо. Мы умеем предписывать и не умеем исполнять. В наших учреждениях сидят враждебные нам люди, а иные наши товарищи стали сановниками и работают, как дураки...» За этот рассказ Фадеев получил нагоняй от Сталина. Однако через два года, не удержавшись, напечатал в «Красной нови» повесть Платонова «Впрок» — сатиру на коллективизацию. Сталин, прочитав ее, взбесился не на шутку и якобы начеркал поперек первой страницы: «Талантливый писатель, но какая сволочь!» Отношение вождя к Платонову было этим определено раз и навсегда.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Брокколи и цветная капуста: с сыром, в крем-супе и в запеканке
Брокколи и цветная капуста редко бывают желанными продуктами на тарелке, особенно у детей.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая