«Панические атаки» фото
«Панические атаки»
Фото: Кадр из фильма

«Панические атаки»: драма в духе фильмов Ларса фон Триера про побег из полярной глуши

Для тех, кто любит, когда его сознанием манипулирует фильм и его режиссер.
Иван Афанасьев
|
24 Января 2024
2023
драма
Режиссер Иван И. Твердовский
Россия
Кинопоиск6.0
6.3

Вика – 18-летняя девушка, живущая в маленьком беспросветном городке в Мурманской области на границе с Норвегией. Под окнами ее дома расположена то ли огромная лужа, то ли натуральная прорубь, а единственное развлечение для нее и знакомых девчонок – спеть в маленькой караоке-будке песенку про солнце, что никогда сюда не заглядывает. 

Вика, правда, настроена все изменить – недавно она получила загранпаспорт с визой, чтобы свалить в Европу, чему противится одинокая мама. Но дело не только в личном желании комфорта: Вика страдает от сильных панических атак, которые, как говорят, возникли не на ровном месте. Якобы, проклята эта земля, и вообще надо отсюда убегать. С этой целью она готова пойти на все – даже на преступление.

«Панические атаки» фото
«Панические атаки»
Фото: Кадр из фильма

Иван Твердовский-младший (или И. Твердовский, кому как больше нравится) – пластический хирург от мира российского кино. Его перфекционистские фильмы выверены по линеечке, словно он Ларс фон Триер пополам с Николасом Виндингом Рефном. В них даже провокации подаются ровно в таких медикаментозных дозах, чтобы зритель почувствовал только то, что должен почувствовать. Такому подходу можно радоваться, а можно противиться, но манипулировать чувствами зрителя, который готов к подобным операциям, Ивану удается совершенно мастерски. «Панические атаки» – вершина его специфического таланта: кино, которое само по себе может стать причиной панических атак. Если вы, конечно, добровольно соглашаетесь быть подопытным кроликом.

На самом деле, в отличие от, например, такого же манипулятивного, но очень человечного «Класса коррекции», или от тщательно сконструированной, но живо разыгранной «Зоологии», «Панические атаки» вас либо цепляют, либо отторгают своей искусственностью. Длинные, часто статичные кадры, в которых (еще и в формате усеченной в ширине рамки кадра) становится тесно до клаустрофобии – этот прием гораздо более изящно использовала Екатерина Селенкина в «Обходных путях», зато здесь он работает безотказно. Абсолютная тоска, от которой хочется волком выть (или кричать в дыру в земле, как герои в одной из стен), навевает мысли о «Левиафане», но здесь она давит на самые больные точки намеренно, а не во имя искусства. Наконец, финальная четверть картины, в которой все окончательно скатывается в гротеск и метафоры – очень эффектно и в духе все того же фон Триера, но, одновременно, слишком «в лоб».

«Панические атаки» фото
«Панические атаки»
Фото: Кадр из фильма

Вот так тут сделано абсолютно все – грубо, но не подкопаешься. Снайперское попадание в главную роль – Лена Тронина («Happy End»), невероятно пластичная актриса, за три секунды способная преобразиться из девочки-нимфетки в экзальтированную маньячку. Она разыгрывает эту симфонию безысходности как по нотам, но слишком механистично и холодно (впрочем, вполне по уровню общей температуры в палате). И, глядя на нее, не знаешь, что и думать: ощущаешь себя на месте самой Вики, которая безуспешно борется с желанием от души проораться в атмосфере всеобщего кабздеца, но при этом понимаешь, что в тюрьму эту тебя загоняет сам режиссер.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров