Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
{{ label }}

«Новый порядок»: политический триллер о вреде революций

Фильм, от которого вам наверняка станет не по себе. Но эффект останется.
Иван Афанасьев
|
03 Июня 2021

Наши дни. Мехико охватывают пролетарские бунты, однако для городской знати это все не более чем декорация. В одном из домов и вовсе радость – Марианна, дочь влиятельного чиновника, выходит замуж. Ничто не предвещало беды, но сперва из крана идет вода зеленого цвета, потом приходит бывший слуга просить денег на операцию для жены, пострадавшей в столкновениях с полицией. А потом на праздник врываются митингующие с оружием и начинается бойня. Дочь хозяина оказывается в это время вне дома, но сказать, что ей повезло, можно разве что в кавычках – она попадает в руки военных, устроивших прямо посреди города натуральный концлагерь.

Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко
Фото: Кинопоиск

Картина Мишеля Франко («Хроника») была показана в Венеции еще в прошлом году и тогда казалась неким эквивалентом суммы впечатлений от протестного 2020-го. В частности, фильм очень убедительно транслирует ощущение предстоящего глобального апокалипсиса, которое не покидает умы людей все то время, сколько длится борьба с коронавирусом и глобальными потрясениями. Для Южной Америки, которая, по большей части, в кризисах барахтается, как медуза в мировом океане, это и вовсе нечто настолько, к сожалению, родное, что только там мог выйти такой фильм, как «Новый порядок» – наглядное пособие о вреде как любых революций, так и любой диктатуры.

Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко
Фото: Кинопоиск

Страшное, стабильно шокирующее зрителя каждые пять-десять минут это кино временами невыносимо смотреть: тут постоянно кто-то в кого-то стреляет, бьёт, насилует, пытает, убивает или просто низводит до состояния животного в загоне. У кого-то возникают вопросы, не находится ли Франко в одной обойме с богачами? Ведь, если посмотреть, основная часть хронометража и режиссерского сочувствия приходится именно на них. Но, если честно, трудно упрекать что автора, что его критиков: такое кино призвано разбивать смотрящих на разнополярные лагеря, выводить на диалог, споры и коммуникацию. В этом его цель – говорить о том, что «никогда больше».

Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко
Фото: Кинопоиск

Можно даже сказать, что просмотр «Нового порядка» производит определённый рефлективный эффект. Как минимум, прочищает мозги от посторонних запахов, убеждая в том, что любая смена власти – дело не только сложное, но ещё и страшно кровавое, и в жернова революции может попасть абсолютно любой. Для 2020-х, которые тонут в протестах, хунтах и многочисленных конфликтах власти со своими народами, трудно придумать более простого и более нужного месседжа. Фильм, конечно, не может ответить на извечный вопрос «что делать?»: если бы у Франко был простой ответ, фильм был бы совсем другим.

Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко
Фото: Кинопоиск

«Новый порядок» скорее служит эдаким предупреждением, шоковой терапией для уставшего от всего жителя планеты Земля. А заодно говорит о том, что жанр классической антиутопии кардинально устарел – они уже давно не кажутся фантастикой. Удивить можно, наоборот, разве что миром, в котором нет ни войн, ни замученных в концлагерях людей, ни продажных политиков и военных – только радуга, любовь и киношки про страшные режимы прошлого.

Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко, фото
Кадр их фильма «Новый порядок», реж. Мишель Франко
Фото: Кинопоиск
{{ label }}

Новости партнеров