фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
{{ label }}

Надо ли смотреть сериал «Ведьмак» от Netflix: все «за» и «против»

После объявления даты выхода второго сезона «Ведьмака» самое время вспомнить все достоинства и недостатки сериала
Анастасия Седова
|
12 Июля 2021
2019
фэнтези, приключения
Режиссер Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Польша, США
IMDb8.2
Кинопоиск7.3

На большом совместном мероприятии стриминга Netflix и геймстудии CD Projekt Red – Witchercon – объявили дату выхода второго сезона сериала «Ведьмак» с Генри Кавиллом — 17 декабря 2021 года. Нам рассказали, что новые эпизоды будут раскрывать отношения Геральта из Ривии и его дитя Предназначения Цири. Удачным ли выйдет следующий сезон проекта — узнаем в декабре. А пока самое время вспомнить, каким был первый сезон одного из самых популярных сериалов Netflix и собрать все «за» и «против», которые высказывали поклонники и критики «Ведьмака». 

«За» 

Мрачная атмосфера 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Netflix в принципе не может похвастаться большим количеством «темных» шоу. Так уж сложилось исторически, что значительная часть проектов стриминга имеет довольно узнаваемый стиль легкого юмора, самоиронии и ярких красок. Во всяком случае число сериалов и фильмов Netflix с мрачной атмосферой в процентном соотношении явно не сопоставимо с их количеством у того же канала HBO. И этим «Ведьмак» очевидно выбивается среди своих соседей по стриминговой площадке.  

Выцветшая картинка с почти готической цветовой гаммой — визитная карточка первого сезона. Причем по скоплению теней в кадре зритель легко может уловить настроение, которым будет пропитан весь эпизод или конкретная сцена. В «Ведьмаке» от Netflix, конечно, есть и солнечные кадры, которые чаще всего показывают сцены мирной жизни лучшего друга Геральта из Ривии — музыканта Лютика. Однако почти каждый эпизод, повествующий о нелегком моральном выборе самого ведьмака, погружен в мрачные тона — что, разумеется, задает направление восприятию. 

Захватывающий сюжет и фэнтезийные чудовища 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Сложно приписать это достоинство сериала лишь его создателям — проект основан на популярнейшей серии книг Анджея Сапковского, в которых задолго до Netflix присутствовали и чудовища из славянской мифологии, и элементы темного фэнтези. Однако сериал сумел сохранить интригу, где-то осторожно ступая по дороге, протоптанной книгами и играми о ведьмаке, а где-то не менее аккуратно стараясь оторваться от первоисточника и внести современные корректировки. 

За дрожание поджилок у зрителя героев в данном случае ответственна именно фэнтези-составляющая. Спасибо нашим предкам славянам, Сапковскому и разработчикам серии игр за богатый выбор чудовищ, с которыми Геральту предстояло сразиться в первом сезоне. Стрыга, кикимиора, дитя Кровавой луны, допплер и джинн — такой необычный набор монстров едва ли может встретиться где-то еще. 

Боевые сцены 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Сценам поединков в сериале уделено немало времени — впрочем, это основа основ для вселенной «Ведьмака». Исполнитель главной роли Генри Кавилл всегда в хорошей физической форме, и в сериале Netflix мы убедились в этом в очередной раз. Разумеется, скидку на сериальные бюджеты (даже с оговоркой, что «Ведьмак» стал одним из самых дорогих проектов платформы) все равно делать приходится — где-то явно не хватает эффектов, а где-то и скорости движений. И все же боевые сцены стоит отнести к достоинствам проекта: смотреть на то, как Кавилл крошит чудищ — отдельный вид удовольствия. 

Песня о «чеканной монете» 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Знаменитая композиция Лютика о том, что ведьмаку необходимо платить исключительно чеканной монетой — одновременно и самая раздражающая составляющая первого сезона, и самая запоминающаяся его деталь. Все уже забыли, когда произошла встреча Цири и Геральта и что не так с отношениями ведьмака с чародейкой Йеннифэр, но песню странствующего барда с легким и навязчивым мотивом помнят даже те, кто сериал не смотрел. Природа «Чеканной монеты» двойственна — есть в ней что-то не от «Ведьмака», что-то, если пожелаете, неуместно «диснеевское». Она вызывает удивление при первом прослушивании, а во время второго ты уже, кажется, помнишь все ее слова наизусть. Но отчего-то таких забавно-нелепых моментов, как бы не вписывающихся в общий фон повествования, все равно хочется ждать и от второго сезона шоу. 

Генри Кавилл 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Звезда масштаба блокбастеров а-ля «Лига справедливости» снизошла до сериального проекта не просто так. Супермен без страха и упрека Генри Кавилл оказался огромным поклонником игр по «Ведьмаку» и долго добивался того, чтобы сыграть этого персонажа в сериале. Его выбор на эту роль разделил поклонников серии на две практически равные половины. Одни ликовали, считая, что Кавилл с его несомненным мужским обаянием и объемом мышц идеально подходит на роль Геральта из Ривии. Другие же сомневались в актерских способностях звезды, предсказывая сериалу с его участием провал. Судя по успеху первого сезона, правы оказались все же первые. Выбор Кавилла оказался мудрым решением шоураннеров — именно благодаря привлечению большой голливудской звезды «Ведьмак» от Netflix сумел привлечь к себе внимание не только истинных поклонников книг и игр, но и новых зрителей.  

«Против» 

Драматургия 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Несмотря на, казалось бы, внушительный бэкгранунд сериала — целую серии литературных произведений — сценаристы «Ведьмака» от Netflix все же смогли перемудрить, а где-то напротив — недоработали скрипт. Флешбеки и броски во времени случаются в шоу настолько часто и стремительно, что у зрителя-новичка без опыта чтения книг Сапковского вполне может закружиться голова. Что было до основного таймлайна в «Ведьмаке», а что после — даже у человека, читавшего романы, возникает целый ворох вопросов при просмотре и попытке сопоставить разрозненные отрывки. 

Неловкими выглядят и некоторые диалоги, а также попытки Генри Кавилла продемонстрировать незаурядное чувство юмора своего персонажа. Если в книгах и видеоиграх Геральт из Ривии слывет харизматичным и ироничным ведьмаком, пусть и с отпугивающей внешностью, то Белый волк из сериала, напротив, кажется порой слишком чопорным и малоподвижным, несмотря на эффектную наружность. То же можно сказать и о любовной линии с Йеннифэр, в которой напрочь отсутствовала химия, и о взаимоотношениях Геральта и Цири. Дитя Предназначения, практически приемная дочь ведьмака в первом сезоне кажется абсолютно лишним персонажем, ее связь с главным героем почти не чувствуется зрителем. Зачем эти двое ищут друг друга, какая сила сводит их вместе — ответы на эти вопросы зритель получает исключительно из вводных, которые проговариваются прямым текстом, но они не раскрываются ни в поступках героев, ни на эмоциональном уровне. 

Отсутствие славянского колорита 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Еще один существенный недостаток сериала, который просто не могли не заметить зрители из Восточной Европы, — полное игнорирование проектом узнаваемой атмосферы славянского средневековья. Сапковский, а позже и разработчики серии игр проделали в свое время удивительную работу, добавляя разные говоры и акценты персонажам, принадлежащим к разным народам, выходцам из разных городов и государств мира «Ведьмака». В играх особый западнославянский колорит создается и за счет музыки с использованием народных инструментов, и с помощью красок, привносящих в средневековье теплые тона и цвета. 

«Ведьмак» от Netflix теряет эту связь с корнями, оставляя зрителю довольно привычный визуал, никак не намекающий на географию первоисточника. Здесь нет ни аутентичного музыкального сопровождения, ни славянских диалектизмов, ни отражения этой культуры в декорациях городов. В сериале мы получаем эдакое усредненное средневековье, а о том, что речь все же о польской мифологии, нам могут напомнить лишь названия чудовищ и имена отдельных персонажей. Это бесконечное и непростительное упущение первого сезона, которое в буквальном смысле лишает «Ведьмака» узнаваемости и того, что выделяло эту вселенную среди любых других произведений о средневековом фэнтези. 

Вопросы к касту 

фото «Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
«Ведьмак», реж. Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
Фото: Кадр из сериала

Netflix подошел к выбору исполнителей ролей в сериале в присущем ему стиле, ни на секунду не забывая о важности diversity-повестки. Чернокожие чародейки в средневековой Восточной Европе (а именно она стала прообразом местности в книгах Анджея Сапковоского) еще на этапе производства настолько возмутили поклонников романов и игр, что породили масштабную дискуссию с участием фанатов и создателей сериала в социальных сетях. Поклонники франшизы обвиняли шоураннеров «Ведьмака» в неуважении к первоисточнику и попытках загубить атмосферность вселенной социальными трендами, а те, в свою очередь, корили своих критиков за расизм и нетерпимость. В итоге к определенному компромиссу прийти все же удалось — «неаутентичных» темнонокожих актеров нет среди исполнителей трех основных ролей: Геральта, Йеннифэр и Цири. И тем не менее вопросы к касту сериала остались — и дело вовсе не в культурном разнообразии. 

Между актерами Генри Кавиллом (Геральт) и Аней Чалотрой (Йеннифэр) так и не образовалось чувственной связи. Проблема ли в уровне самих исполнителей, драматургии или плохой работе кастинг-команды — понять достаточно сложно. Но еще большим недостатком кажется выбор на роль маленькой Цири довольно взрослой актрисы Фрейи Аллан, которой на момент выхода первого сезона было уже 18 лет — тогда как ее героине по книгам около 10. И упущение это действительно заметное, ведь вместо отцовско-дочерних отношений между ней и Геральтом Генри Кавилла на эмоциональном и визуальном уровнях не формируется абсолютно ничего. И это неудивительно, ведь Кавилл старше своей экранной дочери на каких-то 19 лет, что в кадре явно не создает между ними необходимую химию. Со вторым сезоном этот недостаток явно усилится — ведь Аллан взрослеет и играть маленькую девочку-бунтарку ей будет все сложнее.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500