«Мистер Нокаут», 2022
Фото: Кадр из фильма

«Мистер Нокаут»: спортивный байопик о Валерии Попенченко

Новый патриотический блокбастер про победу силы духа над чиновничьим беспределом.
Иван Афанасьев
|
24 Февраля 2022
2020
драма, спорт
Режиссер Артем Михалков
Россия
5.5

Живущий в Ташкенте Валерий Попенченко – упертый, слегка нагловатый кадет суворовского училища, которому за его привычку все время задирать шпану за обидные прозвища пророчат карьеру боксера. Тем не менее, Валера занимается чем угодно, кроме, собственно, ринга – пока на него не выходит ищущий таланты и слегка не в себе тренер Григорий Кусикьянц. Он убежден, что Попенченко светит слава звезды бокса и, при поддержке окружающих, буквально вытаскивает пацана на ринг. Постепенно тот преображается в одного из лучших боксеров СССР – а потом и мира; конечная цель – победа на Олимпиаде в Токио, чему противятся номенклатурные чиновники. Но «Мистер Нокаут», как его прозовут в прессе, не привык сдаваться.

«Мистер Нокаут», 2022
Фото: Кадр из фильма

Спортивные фильмы в России – как ежегодный салют 9 мая на Красной площади: красиво, празднично, эпично, посмотрел, порадовался успехам давно не существующей страны – и пошел домой, дожидаться следующего. По крайней мере, так именно представляется мотивация выпускать их раз за разом и из каждого подвига советских спортсменов делать очередной учебник по патриотизму. В последнее время – со знатным налетом ненависти к чиновничьему классу в СССР: злыдни, видишь ли, не давали талантливым людям страну возвеличивать! По этой схеме сложен и «Мистер Нокаут», хотя как раз чиновничьему беспределу можно было посвятить целый детектив, развернувшийся вокруг странной смерти 37-летнего Попенченко в 1975 году. Но мы, все-таки, про мотивацию тут, а не про козни политсистемы, поэтому держите сложенный по трафарету байопик про сильного духом и крепкого кулаком.

Сергей Безруков
«Мистер Нокаут», 2022
Фото: Кадр из фильма

На самом деле, по гамбургскому счету в картине Артема Михалкова (сына солнцеликого императора Кинематографу Российского) все, в целом, хорошо: изобретательно поставлены, например, собственно боксерские поединки. Попытки разнообразить схватки посредством субъективной камеры выглядят свежо: посмотреть на ринг глазами Попенченко может быть интересно, хотя прием далеко и не новый. Виктор Хориняк в роли Валерия – чертовски хорош и убедителен. Сергей Безруков в роли советского Теренса Флетчера, только с полотенцем на шее вместо дирижерской палочки – как ни странно, тоже выглядит весьма впечатляюще и, по крайней мере, не носит на себе вечный отпечаток Саши Белого. Технически, короче говоря, все вроде бы на уровне – снимать мы научились, это уже давно понятно. Вот бы теперь еще научиться… жить, что ли.

«Мистер Нокаут», 2022
Фото: Кадр из фильма

Ну то есть – «Мистер Нокаут» выглядит, как клон всех спортивных драм о советских боксерах, вместе взятых. Клише, на которых он работает, простите за тавтологию, работают, но как же хочется какого-то нового взгляда, а не очередного «эпика спортивного, патриотичного». Почему-то (это риторическое «почему») у нас принято вымарывать из историй самое драматичное и интересное, как это было, например, в «Стрельцове», когда неоднозначного персонажа превратили в однобокого супермена с мячом. Так и здесь – потенциально интереснейший сюжет про рано павшего титана, угодившего, очевидно, в злокозненную ловушку советского империализма, вновь превращают в агитку с очевидным посылом: хоть беги, хоть плачь, но героем быть обязан. Хочется вспомнить про «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», где финский боксер весь фильм пытался сбежать от звания чемпиона к званию чемпиона любви. Очень хочется тоже, знаете ли, сбежать от подвигов к чему-то более приземленному.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров