«Мастер и его муза» фото
«Мастер и его муза»
Фото: Кадр из фильма

«Мастер и его муза»: легендарный художник и охотница на мужчин выясняют, кто здесь абьюзер

История любви (или нет) вдовы Густава Малера и художника Оскара Кокошки. Фрейд остался за кадром.
Ольга Маршева
|
15 Ноября 2023

Май 1911 года. После смерти Густава Малера к нему в дом приходит художник, чтобы сделать посмертный слепок – художник выглядит настолько инфернально, что вдова Малера интересуется: «Кто это вообще»? «Кокошка, – слышит она в ответ – Кажется, он гений, но у всех от него мурашки по коже».

Альма Малер заинтересована, ведь гении – ее «конек». Себя она именует Музой, но с собственными амбициями. И считает, что делить ужин (и постель) с интересными мужчинами – ее священная женская обязанность. Еще до отношений с Малером за ней ухаживал Густав Климт, а во время – архитектор Вальтер Гроппиус (за него она потом ненадолго сходит замуж). Оскар Кокошка станет очередным, но не последним трофеем в ее коллекции.

Есть разные мнения насчет Альмы Малер – была ли она профессиональной охотницей на мужчин, музой по велению сердца, или просто женщиной с повышенным сексуальным эго. Так или иначе, но Дитер Бернер, режиссер фильма «Мастер и его муза», выставляет эту легендарную даму в не самом выгодном свете.

«Мастер и его муза»
«Мастер и его муза»
Фото: Кадр из фильма

Альма (Эмили Кокс) откровенно тяготится ролью просто жены или просто любовницы, ей хочется главенствовать в отношениях, быть звездой – но время этому не слишком способствует. Феминизма в Вене еще нет, и публика в шикарных нарядах не знает, как себя вести, наблюдая, как мужчина клеймит голую спутницу в авангардной постановке «Убийца – надежда женщин».

Альма ревниво относится к чужому успеху и коллекционирует свои собственные: она возит с собой ту самую посмертную маску бывшего мужа. Будто это подлинный материальный трофей. Сегодня она влюблена в архитектора, завтра в дирижера (он сам виноват – строил глазки ее лучшей подруге), завтра – возвращается к Кокошке, потому что без него как-то скучно и не эпатажно. Время от времени она пытается и сама что-то там сочинить, но довольно быстро решает, что это не для нее. 

«Мастер и его муза» фото
«Мастер и его муза»
Фото: Кадр из фильма

Надо отдать должное Эмили Кокс: ее героине сложно симпатизировать, но она честна перед собой. Ее сексуальный интерес находится в прямой зависимости от успеха: узнав, что Кокошка не продал ни одной картины, она, отхлебнув шампанского, холодно заключает: «Значит, ты не гений». Вербальный женский абьюз переходит в абьюз мужской, физический – но даже в сцене на темной лестнице не до конца ясно, кто тут хищник, а кто жертва.

Кокошку играет Валентин Постльмайр, как две капли воды похожий на нашего Никиту Кукушкина. И здесь он просто слабый, зависимый гений, попавший в паутину «черной вдовы» – которая даже внешне, увы, не Скарлетт Йоханссон. Но хорошая новость в том, что даже для него Альма Малер окажется не такой уж незаменимой: в конце концов, он заменяет ее тряпичной куклой. Фрейд, чьим клиентом когда-то был один из мужей Альмы, явно нашел бы, что добавить по этому поводу.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров