«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
{{ label }}

«Крампус»: экстремальная семейная терапия под Рождество

Идеальный выбор для тех, кто хочет радикально разобраться с отсутствием праздничного настроения.
Никита Лазаренко
|
26 Декабря 2021
2016
комедия, драма, фэнтези, ужасы
Режиссер Майкл Догерти
США
IMDb6.2
Кинопоиск5.7
6.0

Кому, как не Майклу Догерти, режиссеру ужастика «Кошелек или жизнь», уже ставшего современной хэллоуинской классикой, продолжать дело «Гремлинов»? Фильм Джо Данте, который мы недавно вспоминали, выступал с критикой всепоглощающего консьюмеризма, ставшего неотъемлемой частью «семейного» праздника. Догерти замахнулся на что-то более фундаментальное — на саму семейность Рождества.

Заглавный злодей в «Крампусе» — мифологический антипод Санта Клауса, наказывающий детей за неподобающее поведение. Сценарий Догерти, однако, детьми не ограничивается. Под горячую руку попадает целая семья, конфликты в которой настолько глубоки, что даже нападение сверхъестественного демона вряд ли способно примирить ее надолго.

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Решиться на такой нарратив — шаг смелый. «Крампусу» чужда напускная радикальность — в фильме нет красочных смертей и он не оставляет игривый праздничный тон. Но это всего лишь трюк. Кровь и ужас сами по себе не мешают делать позитивное кино (см. «Санта на продажу»), но чтобы поставить под сомнение семью и отношения внутри нее, простой «шоковой терапией» не обойдешься. Тут нужна упорность и желание идти до конца. У«Крампуса» Догерти упорства не занимать. 

Главное — не срываться 

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Семья маленького Макса принимает родственников на рождественский ужин. Напряжение в доме резко возрастает. В каком-то смысле оно даже сильнее, чем на праздничной распродаже, выступающей в «Крампусе» фоном для вступительных титров. В магазине люди могут буквально идти по головам в погоне за нужными товарами, но они вряд ли будут так сильно ненавидеть друг друга, как члены семьи, которым по прихоти судьбы приходится терпеть раздражающих родственников вопреки своим желаниям и взглядам.

Искры вражды, тлеющие порознь, соединившись, разрастаются в бушующий костер, и вот Макс, расставшись с рождественским духом, разрывает свое письмо Санта Клаусу. Его обрывки взмывают в небо, и вскоре вся семья оказывается оторвана от внешнего мира. На ее членов начинают охотиться зловещие игрушки, стены дома осаждают таинственные снеговики, а где-то рядом бродит громадная рогатая фигура с мешком за спиной — и это вовсе не добряк Санта с подарками.

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

«Крампус» многим обязан «Гремлинам». В нем так же, как и в классике Джо Данте, шутки соседствуют с по-настоящему жутким, и, несмотря на ироничный настрой, никто из героев не в безопасности. Крампус и его приспешники не шутят, и если кто-то выбыл из игры — то окончательно. В этом фильм даже жестче «Гремлинов», которые, при всем цинизме, наказывают в основном лишь плохишей.

Догерти не показушничает и примиряет враждующих родственников только при абсолютной необходимости — то есть перед лицом смерти. Кажется, что сами герои отчаянно цепляются за сказочную логику, но раз за разом терпят неудачу и не могут договориться.

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Динамика отношений между персонажами «Крампуса» требует, чтобы они поступали по наитию. Поэтому здравый смысл часто приходится приносить в жертву. Что важнее — потерявшаяся дочь, застрявшие дома жена и сын или собственная шкура? Правильного ответа нет, и Догерти регулярно приходится жертвовать зрительскими симпатиями ради напряжения, особенно в том, что касается родительского инстинкта.

Без условностей не обошлось — фильм часто выстраивает характеризацию персонажей широкими мазками. Консерватизм здесь соседствует с всепоглощающей семейностью, «интеллигентность» — с дипломатией. Учитывая, сколько действующих лиц, это едва ли недостаток. Образы получились достаточно запоминающимися, чтобы не сливаться друг с другом в разгар действия. Семейный кризис в Рождественском ужастике никогда не был таких динамичным.

Мрачнее и реалистичнее 

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

За пределами настроения «Крампус» оказывается чистокровным триллером о вторжении. Герои дают отпор демоническим игрушкам, эльфам и самому Крампусу, встречу с которым лицом к лицу выдерживают немногие. Нет здесь размашистых приключений, попыток спасти город и вообще кого-то, кроме себя. Фильм остается камерным до самого конца. 

А вот у кого получилось разгуляться — так это у праздничного духа. Догерти отлично чувствует ритм и тон, заимствуя не только у Данте и «Гремлинов», но и у традиционных позвякивающих колокольчиками рождественских сказок. Здесь можно увидеть хаотичный праздник из «Одного дома», безумие «Подарка на Рождество», а местами — даже пафос «Этой замечательной жизни».

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Догерти, впрочем, игнорирует сахарную рождественскую патетику в пользу обнаженных нервов. Если героев «Крампуса» не достанет злобный демон, они сами вцепятся друг другу в глотки. Когда Макс спрашивает отца, для чего им все это терпеть, тот не находит ответа. Незачем — так положено.

Поворотным моментом в фильме должна была стать программная речь Оми, бабушки Макса. В детстве она по неосторожности призвала Крампуса, который забрал ее родителей, а ее саму не тронул. С тех пор она не перестает винить себя. Казалось бы вот она, главная мораль об утерянном рождественском духе. Но наказания Крампуса хаотичны, ему чужды правила, а перехитрить его можно и не надеяться. При всей своей сказочности, фильм противится правилам сказочного повествования — из местного кошмара не выбраться, просто перевоспитавшись.

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Поддавшись на хулиганский задор Догерти, внезапно оказываешься в окружении жутких существ перед разверзнувшейся адской пропастью. Рождественский демон смеется тебе в лицо — ему наплевать на мораль и кем-то установленные правила.

Последняя насмешка авторов — двусмысленный финал, у которого может быть несколько трактовок. В любой из них Крампус предстает навязываемым моральным императивом, требующим наплевать на себя ради расплывчатой общепринятой морали.

«Крампус», реж. Майкл Догерти, кино
«Крампус», реж. Майкл Догерти
Фото: Кадр из фильма

Как-то незаметно Догерти на максимум выкручивает нигилизм, спрашивая, стоит ли нам мириться с вечно надзирающим Крампусом. Ну а те, кому уже начала претить традиционная рождественская патока, получают настоящее антипраздничное кино.

{{ label }}