«Эта замечательная жизнь» (1946) фото
«Эта замечательная жизнь» (1946)
Фото: Кадр из фильма

«Эта замечательная жизнь»: неустаревающая рождественская классика

Фильм, который американцы смотрят накануне праздника – прямо как мы «Иронию судьбы».
Анастасия Седова
|
15 Декабря 2021
1946
драма, фэнтези, семейный
Режиссер Фрэнк Капра
США
IMDb8.6
Кинопоиск8.4
8.5

Джордж Бейли – городской умница. На своей малой родине он знаменит как хороший малый и самый честный человек в округе. У Джорджа прекрасная жена и четверо детей-ангелочков. Но в канун Рождества на героя обрушивается ворох проблем, и он всерьез задумывается свести счеты с жизнью. Слава Богу (тут – в прямом смысле), что добро не дремлет – и на помощь Джорджу Бейли уже мчится ангел, готовый показать отчаявшемуся недотепе то, насколько сильно он на самом деле необходим этому миру. Как? Да очень просто – добрый ангелочек закинет нашего героя в мир, где его никогда не существовало.

«Эта замечательная жизнь» (1946) фото
«Эта замечательная жизнь» (1946)
Фото: Кадр из фильма

Фрэнк Капра, настоящий голливудский классик и мастер духоподъемных историй, в далеком 1946 году экранизировал совсем небольшую по объему повесть Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок». Разумеется, значительно ее доработав и растянув на два с лишним часа хронометража. Гений Капры, человеколюбивый, морализаторский сюжет вкупе с неподражаемым Джеймсом Стюартом, который одинаково убедительно играет Джорджа Бейли как в юношестве, так и в среднем возрасте, смогли произвести на свет то, что вошло в историю мирового кино и не собирается уходить оттуда по сей день. «Эта замечательная жизнь» считается самой воодушевляющей американской картиной и с 70-х годов регулярно транслируется по ТВ в рождественский сочельник – прямо как наша «Ирония судьбы» перед Новым годом.

Секрет такого успеха невероятно прост – ведь Фрэнк Капра умел снимать действительно доброе и искреннее кино об истинном благородстве («Это случилось однажды ночью», «Мистер Смит едет в Вашингтон»), за что за ним даже закрепилось прозвище Великий утешитель. И так, пожалуй, сейчас снимают мало. Герой этого культового фильма Джордж Бейли с самого детства мечтал стать архитектором, покинуть родной маленький городок и путешествовать по миру. Но мечтам его было не дано осуществиться, и всему виной – обостренное чувство справедливости и огромная жертвенность со стороны Джорджа. Родного брата он спасает от смерти во время катания на коньках, местного аптекаря – от тюрьмы из-за перепутанного рецепта, бизнес своего отца – от закрытия, а десяток местных жителей – от нищеты и жизни на улице. При этом себе герой оставляет мало – по крайней мере, он сам так считает. Ради помощи другим он отказывается от учебы в университете, переезда в большой город, свадебного путешествия, хорошего заработка, богатого дома. И все же получает Джордж Бейли в итоге гораздо больше – и именно это показывает ему добродушный и чудаковатый ангел по имени Клэренс в исполнении неподражаемого Генри Треверса. 

«Эта замечательная жизнь» (1946) фото
«Эта замечательная жизнь» (1946)
Фото: Кадр из фильма

Конечно, «Эта замечательная жизнь» смотрится как настоящая сказка – ей фильм по большому счету и является. А на оставшийся процент – библейской притчей, снятой в лучших традициях голливудского черно-белого кино (хотя сейчас его можно посмотреть и в цвете). Тут вам и богатые павильоны, и статичная камера, и песни в кадре, и пышущий страстью неон, и крупные планы, и визуальные гэги, и рассеивающие лицо возлюбленной Джорджа нежные фильтры… И, как бы смешно это ни казалось сейчас, но суровый антагонист – беспринципный банкир, чья внешность странным образом напоминает облик Уинстона Черчилля. 

И пусть сказки штампуются Фабрикой грез ежегодно – такого кино, увы, уже не снимают. Сценарии стали изощреннее, а камеры лучше, но именно «Эта замечательная жизнь» как никакой другой фильм способна оставить в душе след – след зарождающегося рождественского (новогоднего) настроения, конечно же.

События на видео
{{ label }}