«Рейкьявик 101» (2000) фото
{{ label }}

«Рейкьявик 101»: неординарная комедия о Рождестве и превратностях любви из Исландии

Фильм о, возможно, самом необычном любовном треугольнике, что вы могли видеть в кино. Отличная альтернатива традиционным рождественским ромкомам.
Иван Афанасьев
|
04 Декабря 2021
2000
комедия, мелодрама
Режиссер Бальтасар Кормакур
Дания, Франция, Исландия, Норвегия
IMDb6.8
Кинопоиск6.5
6.7

Хлынур – 25-летний фанат фильмов для взрослых, живущий на пособие по безработице в холодном и скучном Рейкьявике, столице Исландии. Весь спектр его проблем можно описать фразой, произнесенной в баре, куда герой наведывается с друзьями каждые выходные, чтобы склеить девушку на ночь: «В этом баре пьет и клеится весь генофонд завтрашней Исландии». Такая жизнь его не вполне, но устраивает, пока однажды в доме не появляется горячая испанка по имени Лола, подруга его матери и, как чуть позже выяснится, – больше, чем просто подруга. Оставив Хлынура наедине с разнузданной европейкой, мама уезжает на Рождество к родственникам. В ту же ночь у них случается секс – да такой, что, кажется, у парня наконец появился интерес к жизни.

«Рейкьявик 101» (2000) фото
«Рейкьявик 101» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Забавно, но самое убедительное кино про идеальную шведскую семью сняли в холодной Исландии. Максимально странный любовный треугольник заводит зрителя в угол: европейский темперамент сталкивается со скандинавским унынием. Символично, что происходит это в новогодние праздники – время, когда жизнь и взгляд на нее нуждаются в обновлении, свежей струе, которая обратится в Млечный путь. Представления Хлынура о жизни, замешанной на усталом промискуитете, проходят через экстремальную трансформацию: оказывается, люди не так просты, как кажется на первый взгляд.

«Рейкьявик 101» (2000) фото
«Рейкьявик 101» (2000)
Фото: Кадр из фильма

В этом и есть очарование необычного ромкома Бальтасара Кормакура, пожалуй, самого известного исландского режиссера современности. Внутренний конфликт героев, порождающий массу комичных ситуаций, выражен в литературном приеме qui pro quo: герои говорят одно, думают другое, а собеседники понимают их в третьем значении. Ложь на ложь дает еще больше лжи, которая размножается в геометрической прогрессии. А любовь никогда не построить на исключительно плотских отношениях; это мы все знаем, но для человека, который никогда не знал ничего, кроме плоти, новое впечатление от нее может стать основой для яркого и сильного чувства.

«Рейкьявик 101» (2000) фото
«Рейкьявик 101» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Но в первую очередь – это кино про столкновение культур. Исландский минимализм (сам Рейкьявик выглядит как поселок из пары-тройки домов, скрепленных скромным баром) удивительно здорово вписывается в европейскую страстность: конфликт двух разнополярных миров приводит к удивительному знакомству. Хлынур, потерявший интерес к жизни балбес, обнаруживает, что даже Рождество в стране, запорошенной снегом доверху, может быть ярким и насыщенным. А Лола выясняет, что за зовом молодой плоти может скрываться острая потребность в диалоге, удовлетворив которую, можно найти немало человеческих сокровищ.

{{ label }}