«Фанни и Александр» (1982) фото
{{ label }}

«Фанни и Александр»: сеанс психотерапии на Новый год

Самый масштабный фильм Ингмара Бергмана, который принес ему охапку наград, а нам – рождественское настроение.
Иван Афанасьев
|
16 Декабря 2021
1982
драма
Режиссер Ингмар Бергман
Франция, Швеция
IMDb8.1
Кинопоиск7.9
8.0

1907 год, Швеция. В доме богатой семьи Экдалей торжество – все готовятся к Рождеству. В центре внимания – мальчик Александр и его сестра Фанни, добрые и веселые дети, с восторгом ожидающие воссоединения всей семьи за столом. Но после празднества происходит трагедия: отец семейства, директор театра Оскар умирает прямо во время репетиции. Мрачное событие откладывает отпечаток на некогда безмятежных детишек. Они переезжают вслед за матерью в дом католического епископа Эдварда, который сразу же начинает их «строить» в соответствии со своими представлениями о воспитании детей и вере. Фанни старается не озлобиться и продолжать жить и радоваться, Александр же выпускает наружу затаившихся в нем демонов, превращаясь в маленький островок разочарования и злобы.

«Фанни и Александр» (1982) фото
«Фанни и Александр» (1982)
Фото: Кадр из фильма

За свою жизнь великий швед Ингмар Бергман девять раз номинировался на премию «Оскар» и трижды ее получал, не считая специального приза имени продюсера Ирвина Тальберга, которым его наградили в 1971 году. «Фанни и Александр» стал третьим в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и самым титулованным: сразу четыре (!) статуэтки для неамериканского фильма – это очень много. Но это было заслуженно: последний игровой фильм Бергмана, выходивший в театральный прокат, можно назвать полноценным magnum opus шведского постановщика. Парадокс в том, что при этом полноценной версией считается телевизионная, которая идет более пяти часов – но именно с ней, в формате мини-сериала, например, мы и советуем ознакомиться.

Это очень личное зрелище, эссенция человеческой души, выжатая из чувствительной натуры режиссера в киноэквивалент. Исследование детских страхов, восторгов и ловушек взросления, мальчишеских шепотов и женских криков. В фильме проглядываются, помимо классических тем Бергмана (католическое раскаяние, ощущение стыда, очищение души через страдания, жизнь и смерть), самые мощные биографические мотивы. Постановщик никогда, впрочем, и не скрывал, что снимает о себе, но монументальное пятичасовое погружение в детский мир, оказавшийся в самой гущи печали – самый откровенный сеанс психотерапии, который вы только можете себе представить.

«Фанни и Александр» (1982) фото
«Фанни и Александр» (1982)
Фото: Кадр из фильма

Может показаться, что для светлого праздника Рождества это, мягко говоря, не самый подходящий фильм. Но нет: с окончанием новогоднего веселья безмятежная жизнь у Фанни и Александра вовсе не заканчивается. На деле – она лишь начинается, ведь перед нами самый оптимистичный и светлый фильм шведского мастера. Продираясь сквозь чащи своих собственных комплексов и гештальтов, которых у него было, мягко говоря, немало, Бергман собирается с силами, чтобы в конце сделать удивительный для самого себя вывод: жизнь стоит того, чтобы жить, радоваться этому и радовать остальных. Все темные лакуны будут закрыты, сквозь мрак неверия пробьется свет истинной веры, человек преодолеет все. Даже когда он совсем маленький и лишь начинает жить – как юные, но мудрые Фанни и Александр.

{{ label }}