«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

Хоррор «Пост Мортем»: претендент на «Оскар» 2022 от Венгрии

Хоррор для тех, кто устал от банальных фильмов ужасов. Никаких маньяков, никакой крови, никаких выскакивающих из-за угла страшилок. Неспешная история о фотографе, который снимает мертвецов и пытается запечатлеть призраков на пленку.
Ксения Щетинина
|
27 Апреля 2022
2020
ужасы
Режиссер Петер Бергенди
Венгрия
IMDb5.6
Кинопоиск5.7
5.7

О чем?

1919 год. Разрушенная после Первой мировой войны Европа страдает от эпидемии испанского гриппа. Широкую популярность приобретает традиция «пост мортем» фотографии с телами умерших родственников. Именно этим и занимается Томас, он — кочующий фотограф мертвецов. Однажды на войне он сам чуть не умер, но чудом вернулся с того света, очнувшись в братской могиле под телами товарищей.

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

На ярмарке он знакомится с девочкой Анной и отправляется в ее деревушку, узнав, что там очень много мертвых. Опустевшая после «испанки» деревня и правда полна трупов — слишком мерзлая земля не дает похоронить умерших, и они просто лежат кто где. Начав свою работу, Томас замечает странные силуэты на всех снимках и слышит пугающие звуки по ночам. В деревне живут приведения, и они чем-то очень недовольны. Томас и 10-летняя Анна пытаются войти с призраками в контакт, но это только злит духов-невидимок.

История героя — история послевоенного мира 

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

Томас чувствует себя потерянным. Он выжил, хотя должен был умереть. Непонятно, почему он пришел в себя после клинической смерти. Он заглянул за границу жизни и вернулся. 

Его новая подруга Анна пережила нечто подобное. Она родилась мертвой, но ее привели в чувства. Это создает некую связь между героями. Им неизвестны причины их нахождения в этом мире. Вопросы роятся в их головах, и они отчаянно нуждаются в ответах.

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

Это ли не описание всего мира после войны? Жизнь и смерть перемешались. Умирали те, кто должен был жить, и наоборот. Люди цеплялись за прошлое и не хотели его отпускать разве не для этого они делали фотографии с умершими близкими? 

Примечательно, что мировая премьера фильма состоялась в 2020 году, когда весь мир столкнулся с пандемией не менее страшной, чем «испанка». Тогда люди снова оказались беспомощны перед смертью. 

Пустота — как главная причина испуга

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

У фильма два главных козыря  жуткая традиция «пост мортем» и исторические декорации. Начнем с фотографий. Традиция делать снимки с мертвецами была некоторое время популярна в Европе начала ХХ века. Фотографии, где мертвых наряжали, румянили и усаживали в непринужденные позы, по сей день заставляет шевелиться волосы на затылке. Особенно когда задумываешься, каково это — держать на руках своего мертвого ребенка или приобнимать покойного супруга. Но в то время страна и люди были так травмированы последствиями войны, что их уже мало что могло напугать по-настоящему. Даже незримое присутствие потусторонних сил не вызывало особой паники до поры до времени.

Чего не скажешь о современном зрителе. Явление «пост мортем» настолько пугающее само по себе, что создатели фильма обошлись минимумом спецэффектов. Достаточно и того, как у мертвой девочки резко наклоняется голова. Люди живут в такой близости к смерти и при этом ведут совершенно рутинную обыденную жизнь, и одно это уже неслабо пугает.

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

Усиливает медленно подступающий страх вид опустевшей деревни, ощущение ледяной пустоты, которое ее наполняет. На улицах мало людей (по крайней мере, живых). Чистые дома с белоснежными стенами тоже полупусты в каждой семье кого-то унесла или болезнь, или война. И даже в церкви нет священника. Но в этой пустоте таится загадочное зло. Призраков никто не видит, но все их чувствуют. Они играют с мертвыми телами, словно с куклами (или они так передразнивают Томаса, который как кукол усаживает мертвецов для фото?). Пустота оказывается наполненной, как бы это ни звучало.

«Пост Мортем», 2020
Фото: кадр из фильма

Режиссер Петер Бергенди ловко использует не только эффект запустения. Он обращается к простым визуальным инструментам запугивания, используя возможности компьютерной графики очень скромно. Так, например, призраки не являют свой обезображенный лик, а проявляют себя лишь иногда сгорбившейся тенью. Густая пустота и близкое дыхание смерти главное оружие режиссера. Ему не нужны ни скримеры, ни реки крови, чтобы у зрителя побежали мурашки по спине. Но при всей простоте «Пост Мортем» получился действительно мрачным, необычным и свежим.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров