«Фарца», реж. Егор Баранов, фото
{{ label }}

«Фарца»: красивая сказка про молодость и дружбу в СССР 60-х

Богато обставленное телешоу с прорвой звезд от создателей «Гоголя».
Иван Афанасьев
|
28 Июля 2021
2015
драма, криминал
Режиссер Егор Баранов
Россия
IMDb6.7
Кинопоиск7.1

1961-й год. Молодой и амбициозный писатель Андрей приезжает в родную Москву с большой стройки в тысячах километрах от дома, занявшей целый год. За это время многое изменилось – СССР взлетел в космос, хоть и не взлетел коммунизм. Столица похорошела при Собя… простите, при Бобровникове, но ее заполонили хмурые люди в погонах. Любимые друзья вроде как были, так и остались друзьями, но вместо того, чтобы строить города и читать Рождественского в ДК, занялись фарцой – то бишь нелегальной торговлей товарами из-за границы. Поначалу Андрей ругается, мол с чего начинается Родина, а вы развели тут спекуляцию… Но когда узнает, что один из друзей «попал на бабки» и заторчал огромную сумму местным бандитам, вливается в команду подпольных торгашей.

«Фарца», реж. Егор Баранов, фото
«Фарца», реж. Егор Баранов
Фото: Кадр из фильма

Как удачно сказал один коллега-кинокритик, «Фарца» был явным свидетельством того, что Первый канал переживает новую «Оттепель». Ставший уже легендарным сериал действительно оказался столь удивительно живучим феноменом, что повторить его успех пытались по-всякому: и про мэтров снимали («Магомаев»), и про тамошнюю богему в целом («Таинственная страсть»), и даже политические триллеры лабали («Оптимисты»). Попыталась к атмосфере Тодоровского подступиться и могучая кучка из трех Александров: Цекало, Котта и Петрова (да еще Яценко сбоку подцепили). Их «Фарца» сравнивалась с «Подпольной империей», монументальной криминальной сагой за авторством Мартина Скорсезе. Не случайно – там бутлегерство и алкоголь, здесь – фарцовка и американские джинсы.

«Фарца», реж. Егор Баранов, фото
«Фарца», реж. Егор Баранов
Фото: Кадр из фильма

Но по настроению «Фарца» все-таки уходит в другом направлении. Это гораздо более теплая, местами даже чересчур, на грани с комедийной история о молодежном бунте в государстве ментов и стукачей. При этом СССР в сериале не уходит от общепринятого ГОСТовского формата сахарно-апельсинового, как сладкий кекс, залитого солнышком Союза, с необязательными, но работающими на образ камео разнообразных знаменитостей эпохи – от Юрия Гагарина до Геннадия Шпаликова. Созданного, при этом, почти полностью при помощи CGI-спецэффектов – достаточно эффектно, между прочим, врагам на зависть. Да и в целом, несмотря на внешний «эффект открытки», в сериале нет идеализации прошлого – хотя и на откровенный протест он, конечно, не тянет.

«Фарца», реж. Егор Баранов, фото
«Фарца», реж. Егор Баранов
Фото: Кадр из фильма

Это в меру увлекательная, в меру красивая фантазия про гипотетическую «изнанку» советской истории. В которой, конечно, спекулянты подвергались расстрелам за фарцовку, но зато можно было танцевать твист и слушать из-под полы рок-н-ролл. Где молодой идеалист, цитирующий Роберта Рождественского, мог запросто дать деру от целого отряда милиции. Где застенки КГБ были просто страшилкой, которыми настоящего фарцовщика и верного друга не запугаешь. Где, в конце концов, небывалый (ведь секса в СССР не было) кунилингус за авторством простого советского работяги был такой, будто он не строитель коммунизма, а минимум Кристиан Грей. Красивая, интересная сказочка, хоть и не про «Оттепель».

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500