«Полет» ненормальный: зачем смотреть сериал Петра Тодоровского

Экзистенциальный триллер, в котором удивительным образом переплетаются человеческие судьбы.
Иван Афанасьев
|
06 Июля 2021
«Полет», реж. Петр Тодоровский, фото
«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Сотрудники московской строительной фирмы, прибывшие в аэропорт для деловой поездки в Пермь, опаздывают на самолет из-за ошибки администратора офиса. Впрочем, желание помахать кулаками после драки покидает героев почти сразу: выясняется, что злополучный рейс рухнул, похоронив под обломками всех пассажиров. Избежав, таким образом, смерти, они, по идее, должны бы начать жить с еще большим энтузиазмом, но проскользнувшая тень танатоса накладывает свой отпечаток. Постепенно каждый из белых воротничков пускается в персональный breaking bad, творя черт-те что. В финале (который нам покажут в начале фильма) все они собираются в некоем загадочном месте, похожем на Чистилище, чтобы рассказать свою историю.

«Полет», реж. Петр Тодоровский, фото
«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Для российского сериального прома «Полет» – произведение, как минимум, нетипичное, а то и вовсе революционное. Режиссер и автор сценария, Петр Тодоровский, сын Валерия Тодоровского и внук своего тезки-деда, самое молодое звено в династии неординарных российских режиссеров, долго не мог выйти со своими фильмами в люди. Его дебют «Лавстори» стал невольным участником коррупционного скандала и так и затерялся в производственном аду. Его второй проект могла постигнуть та же участь – снятый еще в 2019 году, он оказался в тени уголовного дела в 2020-м, связанного с Михаилом Ефремовым – шутка ли, что в сериале Тодоровского актер играет человека, некогда ставшего виновником автокатастрофы. Кажется, сама реальность сформировала вокруг «Полета» шлейф рока, что придает ему дополнительное измерение.

«Полет», реж. Петр Тодоровский, фото
«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

По сути, восемь серий драмы, балансирующей между трагикомедией и экзистенциальным триллером, являются как бы самостоятельными эпизодами, своего рода новеллами, где в центре повествования оказывается один из не-участников рухнувшего рейса. Их можно смотреть, как отдельные сюжеты – как, скажем, историю Павла Табакова: он играет начинающего писателя, который никак не может себя реализовать, поэтому работает клерком в строительной фирме. Милость судьбы и оставление его в живых срабатывает иначе: некогда замкнутый и тихий парень, которого абьюзит отец-потаскун и невротичная жена, превращается в неуправляемого маскулина, опасного для общества. Наблюдать за подобными трансформациями даже слегка жутковато: невозможно предсказать, какие темные стороны персонажей гнойниками вскроются в очередном витке сюжета.

«Полет», реж. Петр Тодоровский, фото
«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Одновременно с этим если не революционность, то небезынтересная особенность сериала строится на том, что все эти самостоятельные истории переплетаются столь же удивительным образом в самых неожиданных местах, от чего можно смотреть его, тасуя серии на своё усмотрение. Едва ли все комбинации будут рабочими, но каждый сюжет раскрывает не только центрального героя, но и соприкасающихся с ним сопричастных персонажей. Получается эдакий «Декамерон», но не про радости жизни, а про тоску по смерти. «Полет» достаточно пессимистичен, в том числе в своих конечных выводах, но то, с какой искусностью Тодоровский раскрывает человеческие пороки с неочевидного ракурса, покоряет беспрекословно.

«Полет», реж. Петр Тодоровский, фото
«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Новости партнеров

Комментарии
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500