Шестилетний Ильхам гостит в деревне у дедушки-бабая Расима и бабушки Суфии, ожидая возвращения родителей. У тех отпуск безбожно затягивается; чтобы отвлечь внука, Расим делает все, что может – скупает все мороженое и газировку в магазине, устраивает дискотеку, наряжается в супергероев. Суфия тем временем мрачно молчит: ее тяготит необходимость рано или поздно сообщить Ильхаму страшную весть – его родители погибли в авиакатастрофе. Раз за разом выдумывая новые причины отлынить от этого, все трое заводят увлекательную игру «бери да помни»: тот, кто возьмет из рук другого предмет и забудет сказать «помню!», должен исполнить желание первого. Постепенно в эту забаву втягивается вся деревня.
«Бери да помни», показанный в дебютные дни в дебютной для фестиваля «Короче» программе полнометражных дебютов (тавтология намеренная!), расположил к себе зрителей Калининграда сразу и безоговорочно. Почти семейная комедия, которая, на самом деле, скрывает в себе мрачную трагедию жизни, снята и разыграна настолько блистательно, что в Голливуде бы за такое режиссеру Байбулату Батуллину уже предложили бы денег на какой-нибудь условный спин-офф «Бэтмена» или другой киношный starter pack для большой карьеры. Важно, что «Бери да помни» снят на татарском языке, но для проката дублирован на русский – и это все, что нужно знать о состоянии нынешней российской киноиндустрии.
Между тем татарское кино существует уже довольно давно – взять хотя бы популярные в республике картины «Бибинур» и «Кире». Это важно, ведь «Бери да помни» – часть запроса на развитие культур народностей, проживающих в России: уже в тренде Якутия и Бурятия, теперь вот Татарстан прорывается на первый план (можно вспомнить и недавний «Микулай»).
И будет прекрасно, если у вас получится посмотреть фильм в оригинале (каким-либо образом). Слушать, как переругиваются между собой Роза Хайруллина и Рабит Батулла (отец режиссера, знаменитый в республике писатель, дебютировавший на экране) на татарча – одно удовольствие.
Но, помимо заявления национального колорита (уже важная цель), это еще и очень человечная история о проживании горя и умении с ним справиться. И одновременно – очень добрая и смешная (порой это взаимоисключающие вещи в нашем кино) ситуационная комедия, поставленная с настоящим мастерством.
Батуллин уже ранее доказал свое умение говорить смешно о серьезном в короткометражке «Показалось» про учителя, случайно заметившего в своем дворе гигантскую каменную задницу прямо перед конкурсом на звание лучшего города. Здесь ситуация обратная: все стараются в упор не замечать то, что не замечать невозможно, и от этого смешно, хотя порой и грустно. Но все-таки в первую очередь смешно. И даже если и грустно, то по-доброму. Очень ценное качество для кино.