«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Актеры отказывались от ролей: как пропагандистская «Большая перемена» стала народным хитом

Парадоксальный фильм с дурацким сюжетом, но фееричным актерским составом.
Светлана Тучкова
|
03 Июля 2021
1972
комедия, мелодрама
Режиссер Алексей Коренев
СССР
IMDb8.1
8.4

За съемки «Большой перемены» не соперничали режиссеры, в картине отказывались сниматься актеры и даже учителя поначалу были против. Но то, что началось как пропаганда, в итоге превратилось в настоящий народный хит.

Предыстория

Фильм о том, как здорово учиться в вечерней школе, появился в планах «Мосфильма» не случайно. В 60-е годы в СССР была взят курс на повышение уровня образования, – среднее полное были обязаны иметь все советские граждане. Рабочие же, как правило, бросали школу после 8 класса, полгода обучались специальности и начинали трудиться. Как раз для них и создавались вечерние школы, но добровольно садиться за парту после смены у станка желающих было немного. Тогда власти решили не повышать квалификацию, а, значит и зарплату, тем, кто не получил аттестата. А заодно усилить пропаганду, – кино по повести «Иду к людям» Георгия Садовникова об учителе истории в вечерней школе был ее частью.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Сюжет

Писатель Садовников отработал год в школе рабочей молодежи по распределению после окончания в 1956 году Краснодарского пединститута. Сам он вспоминал, что просто не мог не написать о том, что видел, – люди и события произвели на него сильное впечатление. Многое из того, что показано в фильме было правдой, – ученики, прячущиеся в туалете от учителей, или сбегающие с уроков на танцы, ученицы с младенцами на руках и сентиментальные барышни-бетонщицы, готовые провожать любимого мужчину, «чтобы ему было не страшно».

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Режиссер

Есть мнение, что Алексей Коренев взялся за идеологически правильное кино, так как у него просто не было работы. Начало карьеры режиссера оказалось неудачным, – его много ругали за дебютный фильм «Черноморочка», который вышел на экраны в 1957 году, обвиняли в безвкусице, отрыве от реальности и штампах. После Кореневу почти 10 лет не давали снимать самостоятельно, – он был на подхвате у Эльдара Рязанова. Второй фильм «Урок литературы» вообще не выпустили в прокат. Поэтому снять что-то по советским меркам «правильное» было необходимо. Садовников не умел писать сценарии. Поэтому, когда его об этом попросили, он заявил, что готов это сделать только в паре с режиссером. Вдвоем они создали совершенно новое произведение, – комедию о приключениях школьного учителя, которую так и назвали.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Актеры

От участия в «Большой перемене» актеры отказывались, прочитав сценарий, – он многим не нравился. Евгений Евстигнеев мог бы сыграть Петрыкина, Юрий Никулин – Леднева, Олег Янковский – Ганжу. Андрей Мягков уже был утвержден на роль Нестора Петровича, но зачем-то поставил условие, что в картине должна сниматься его жена – Анастасия Вознесенская, которая провалила пробы на роль Светланы Афанасьевны. Когда стало ясно, что не будет Мягкова, сама собой «отпала» Маргарита Терехова, которую хотели задействовать в роли Полины.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Проходная роль

Михаил Кононов рассказывал, что согласился на роль для внутреннего самоутверждения. Он решил, что если и «это» сможет сыграть, то актер он действительно хороший. Существует и другая версия, – якобы на него надавил сам директор Мосфильма. Так или иначе, своего презрения к фильму он особо не скрывал, даже после успеха ленты. Повороты сюжета он называл фантасмагоричными, а текст несуразным. Актеры рассказывали, что на площадке Кононов держался отстраненно, в общих пьянках не участвовал, а в перерывах между сценами садился отдельно и разворачивал газету. Позже в интервью роль учителя истории Нестора Северова он назвал не иначе, как проходной.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Название

Известно, что название картины «Большая перемена» с двойным смыслом придумал оператор Анатолий Мукасей. Это случилось, когда против прежнего выступили сами учителя, а министерство образования затребовало почитать сценарий. Садовников рассказывал, что начало съемок фильма было анонсировано в «Вечерней Москве». Заметка была маленькой, однако редакция получила массу откликов, – работники школ увидели в «Приключениях школьного учителя» насмешку над своей профессией. В министерстве попросили сменить название. Съемочная группа сидела в ресторане, накидывая варианты. Садовников обещал бутылку коньяка тому, что предложит лучший, – Мукасей долго даже не думал.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Съемки

Съемки «Большой перемены» проходили в Ярославле, в Московском педуниверситете и на Мосфильме. Как вспоминала Светлана Крючкова, в Ярославле группу поселили в ужасной гостинице с кучей тараканов. Но никто не жаловался, наоборот, актеры жили дружно и весело, – пели, пили, за одним столом отмечали праздники. На территорию шинного завода группу обычно пропускали без разговоров. Однажды на воротах дежурил особо принципиальный охранник, который неожиданно уперся и заявил, что без пропуска машину не пропустит. С дежурным пытались договориться все, – и Коренев, и Збруев. Но тот поддался лишь когда увидел Савелия Крамарова. «И ты тут, – улыбнулся охранник при виде известного артиста. – Ладно, проезжайте».

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Сцены

Многие сцены в фильме были импровизациями актеров. Так, влезть в окно на урок предложил сам Евгений Леонов. Маша Коренева, старшая дочка режиссера, сыгравшая ученицу с ребенком, вынуждена была отвечать на уроке истории то, что действительно знала, – текста у нее не было. У Люськи, подруги Ляпишева, которую сыграла Ирина Азер, прямо в кадре отвалился каблук. Но актриса не растерялась и доиграла сцену, будто так и должно было быть. 

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Виктор Проскурин, воплотивший Ляпишева, впервые выпил водки на съемочной площадке. Актер после сцены по пояс в воде сильно замерз. Ему налили 100 грамм для согрева. Опьянев, он зачем-то снова полез в пруд, напоролся на стекло и поранил ногу. А потом по-настоящему и долго целовался с Азер, хотя Ирина предлагала ему просто обняться. «Еле отцепилась», – говорила артистка. Михаил Кононов едва не утонул, когда его герой бросился в реку, – он просил о помощи по-настоящему, так как не умел плавать и почему-то об этом не сказал.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Ошибки

Некоторые сцены «Большой перемены» вполне могли бы войти в учебник по киноляпам. Идеальный пример – забинтованная рука Ганжи. В кадре он повредил левую руку, в медсанчасти ему забинтовали правую. Когда герой ждет жену с работы, – забинтована левая, а когда оба входят в квартиру, – правая. Садовников рассказывал, что ошибку заметили только во время монтажа. Но переснимать было поздно, декорации на Мосфильме разобрали, для новой поездки в Ярославль требовалось заново договариваться, – не было ни времени, ни денег. В итоге оставили как есть. Еще пример, когда Збруев и Леонов пьют пиво, которое по цвету... как квас. Оказывается, в Ярославле в тот момент нельзя было достать ни капли пива, – его просто не было.

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Серии

Изначально «Большая перемена» задумывалась как двухсерийный фильм. Но отснятого материала оказалось так много, что в процессе было решено сделать сначала три, потом четыре серии, а затем и пять. Накануне бала, который показан в финале, предполагался спектакль, – в школах до сих пор существуют такие традиции. Ставили Пушкина «Евгений Онегин», и Нестор Петрович должен был исполнить в нем женскую роль. Но потом от этих сцен решено было отказаться.  

«Большая перемена», реж. Алексей Коренев, фото
«Большая перемена», реж. Алексей Коренев
Фото: Кадр из фильма

Успех

Сразу после показа первой серии «Большой перемены» на телевидении 29 апреля 1973 года стало ясно, что появился народный хит. Молодые артисты в одну ночь стали знаменитыми. Светлана Крючкова вспоминала, как пришла на следующий день на экзамен в школу-студии МХАТ, – тогда ее похвалил сам Олег Табаков. Понять, почему фильм, который задумывался как пропаганда, стал настолько любим в народе, несложно. Даже Михаил Кононов, так и не изменивший свое отношение к «Большой перемене», признал, что кино «сделали» талантливые артисты. «Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним», – вспоминал он многие годы спустя. 

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров