«Властелин колец» возвращается: пять главных отличий отреставрированной версии

Рассказываем, чего ждать, отправляясь на сеанс классической трилогии, перевыпущенной в 4K.
Никита Лазаренко
|
14 Апреля 2021
Кадр из фильма «Властелин колец» фото
Кадр из фильма «Властелин колец»
Фото: Кадр из фильма

В 2021 трилогии Питера Джексона по знаменитым романам Дж. Р. Р. Толкина исполняется 20 лет. Именно столько лет прошло с выхода «Братства кольца» на большие экраны. В честь юбилея все три картины повторно выходят в российский прокат.

Тем не менее версии, которые нам покажут, будут отличаться от оригинальных. В списке ниже — особенности отреставрированного переиздания.

1. Четкое изображение

Самое очевидное изменение — разрешение 4K. В видео, посвященном переизданию, Питер Джексон отмечает, что никогда не видел оригинальную трилогию настолько четкой. Это больше всего бросается в глаза в сценах с многочисленной массовкой, как настоящей, так и созданной при помощи компьютерной графики.

Кадр из фильма «Властелин колец» фото
Кадр из фильма «Властелин колец»
Фото: Кадр из фильма

Гораздо менее четкая картинка по сравнению с другими, более поздними фильмами в жанре фэнтези, в том числе и трилогией «Хоббит», убедила Джексона снова вернуться к «Властелину колец». Вместе с командой фильма он вернулся к 35-миллиметровым негативам и отсканировал их при помощи самых современных технологий, получив картинку высокого разрешения.

Наиболее заметные улучшения коснулись мелких деталей. На крупных планах можно разглядеть волосы и даже отпечатки пальцев на поверхностях. Это помогает подчеркнуть актерскую игру, показать сцены в расширенном цветовом диапазоне и по-новому оценить замечательную работу художников над декорациями.

Кадр из фильма «Властелин колец» фото
Кадр из фильма «Властелин колец»
Фото: Кадр из фильма

Нужно, однако, отметить, что не все изменения исключительно хороши. Важной частью визуального стиля было пленочное зерно, ведь «Властелин колец», в отличие от «Хоббита», снимался именно на пленку — в начале 2000-х цифровые камеры еще не достигли уровня, пригодного для большого кино. Новая версия делает особенности пленочного изображения менее заметными, в частности на общих планах — картинка становится менее реалистичной. Посмотрев отреставрированную версию, каждый сможет решить для себя, что именно важнее.

2. Цвет

Работа оператора Эндрю Лесни стала важной частью успеха трилогии. Он сумел превратить впечатляющие пейзажи Новой Зеландии в часть фэнтезийного мира, где даже в темных подземных пещерах аккуратная работа со светом позволяла увидеть внимание создателей к деталям. 

Предыдущий релиз на Blu-Ray, также прошедший реставрацию, сказался на работе Лесли не самым лучшим образом. Хотя он и привлекал поклонников дополнительными материалами, включая расширенную режиссерскую версию, в кадре появился зелено-голубой оттенок, который не остался незамеченным. Белый и черный цвета смотрелись гораздо правдоподобнее в оригинальном релизе.

В этот раз помогло упомянутое выше 4K-разрешение. Работая с более качественными исходниками, мастера работы с цветом использовали последние достижения цветокоррекции, достигнув впечатляющих результатов, сбалансированного контраста и более высокого динамического диапазона, то есть разницы между самым светлыми и самыми темными тонами.

В итоге мы получаем красивые блики, блеск снега, а работу Эндрю Лесли больше не портят лишние оттенки.

3. Единство стиля

«Вернуться к «Властелину колец» было интересно, — рассказывает Джексон в видео, посвященном переизданию. — Дело в том, что я внезапно осознал, насколько фильмы трилогии разнятся между собой. Все они делались по-разному».

Все три фильма снимались одновременно с 1999 по 2000 год, в то время как для постпродакшна (длинного периода обработки отснятых кадров, куда входит, помимо прочего, монтаж, цветокоррекция и работа с визуальными эффектами — прим. ред) студия Weta Workshop применяла самые последние технологии, которые сильно менялись по мере выхода картин. 

Весь «Властелин колец» снимался на 35-миллиметровую пленку, но только «Братство кольца» Джексон закончил при помощи «старомодной и механической» синхронизации цвета (процесса подгонки цветов от кадра к кадру, чтобы они не отличались друг от друга — прим. ред) Она подразумевала трудоемкую фотохимическую обработку отснятого материала.

Второй и третий фильм же использовали цифровую цветовую синхронизацию, которая давала возможность точнее управлять оттенками.

Но все это меркнет перед технологиями, которые были в распоряжении у Джексона при работе над экранизациями «Хоббита». Их он снимал на цифровые камеры с разрешением 4K, а работа с цветом проводилась с помощью самых последних технических достижений. 

«4K подразумевает не только повышенную четкость изображения, но и сохранение кинематографичности материала», — объясняет Джексон.

Режиссер хотел, чтобы все шесть фильмов о Средиземье выглядели как одна последовательная история, как будто они были сняты в одно время. И, по его словам, команде, занимавшейся реставрированием, это удалось. 

Очевидно, изменения понравятся не всем. Насыщенная и не очень реалистичная картинка «Хоббитов» слишком вылизанная, и попытка подогнать под нее трилогию, к которой зрители относятся гораздо теплее, может показаться плохой идеей. 

4. Визуальные эффекты

Переход в 4K потребовал улучшить множество кадров с компьютерной графикой, ведь в высоком разрешении недостатки визуальных эффектов стали очевиднее.

«Компьютерная графика сильно изменилась за последние 20 лет, и, увеличив разрешение некоторых кадров, мы поняли, что они сохранились не очень хорошо, — говорит Джексон. — Так что мы постарались исправить изъяны картинки». 

Режиссер настаивает, что графику никто кардинально не менял, как это было с оригинальной трилогией «Звездные войны», куда Джордж Лукас добавил множество цифровых эффектов и поменял суть нескольких сцен. Джексон утверждает, что «Властелин колец» выглядит так же, как и раньше, но при этом визуальные эффекты не кажутся устаревшими — как будто их делали недавно, а не 20 лет назад». 

5. Звук

Помимо серьезных изменений в изображении, команда реставрации уделила не меньше внимания звуковой дорожки. У фильма появился восьмиканальный звук, подчеркивающий эпичность оркестровых композиций Говарда Шора, а также делающий аудиоэффекты и диалоги более полными. 

Переиздание позволяет услышать каждый инструмент в саундтреке, и каждый отдельный голос, вне зависимости о того, насколько насыщенные события происходят на экране. Улучшенная звуковая дорожка в Dolby Atmos значительно превосходит предшественницу. 

Новости партнеров