«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
{{ label }}

Мы только «Пассажиры»: на какие вопросы отвечает научная фантастика с Дженнифер Лоуренс

Популярному фильму о межгалактическом путешествии исполнилось пять лет.
Святослав Бирючин
|
31 Августа 2021
2016
драма, фантастика, мелодрама, триллер
Режиссер Мортен Тильдум
Австралия, США
IMDb7.1
Кинопоиск7.0
7.1

В далёком будущем оснащённый по последнему слову техники межгалактический корабль «Авалон» перевозит на новую планету (разумеется, пригодную для жизни) внушительную группу колонистов. Путь от Земли до пункта назначения составляет 120 земных лет, а потому все люди, находящиеся на борту – как рядовые пассажиры, так и члены экипажа – пребывают в состоянии гибернации, проще говоря – в спящем режиме. Из-за непредвиденного сбоя в системе один из них – молодой механик Джим – пробуждается раньше положенного срока, причём не на день-два, а на 90 лет. Он пытается оперативно связаться с Землёй, самостоятельно вернуться в режим гибернации, пробраться к экипажу и даже покончить с собой, но всё тщетно. Промучившись в одиночестве больше года и осознав, что на корабле предстоит провести остаток жизни, Джим решается на отчаянный шаг…

«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Фото: Кадр из фильма

Не секрет, что практически все лучшие научно-фантастические фильмы в истории кинематографа так или иначе затрагивают важнейшие морально-философские вопросы, повествуя о природе человеческого вида, его принципиальном несовершенстве и потенциальном будущем. «Пассажиры» Мортена Тильдума не являются исключением и представляют собой один из ярчайших образцов жанра последних лет.

«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Фото: Кадр из фильма

Сюжетно картина перекликается с рядом известных предшественников. Из мира кино на память первыми приходят муки одиночества из «Луны 2112», геройское самопожертвование из «Гравитации» и «Интерстеллара», рискованные спецоперации в открытом космосе из «Пекла» и даже человекоподобный бармен из «Сияния». (Последнего в «Пассажирах» играет Майкл Шин, чей отец в своё время работал профессиональным двойником Джека Николсона. Ну, вы поняли.) Можно, конечно, копнуть в сторону литературы и пространно поболтать о «Робинзоне Крузо», «Спящей красавице» и мифологическом мотиве воскрешения, да только стоит ли? Ведь отдавая дань уважения традициям, радуя избалованный зрительский глаз роскошными интерьерами «Авалона» и не забывая про монтаж аттракционов, авторы всё-таки создали достаточно оригинальное произведение.

«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Фото: Кадр из фильма

Так, пресловутое противопоставление «физиков» и «лириков», реализованное в выборе главных героев, приобретает в «Пассажирах» новое звучание. Он – инженер-механик, она – журналистка-писательница. Он – важный для освоения новой планеты специалист, она – не слишком полезная для общего дела космическая туристка. Он поставил на эту поездку всё, взял дорогущий билет в один конец и обречён отрабатывать его пожизненно, не рассчитывая вновь увидеть Землю. У неё на руках билет «туда-обратно», планы побыть в экзотическом месте годик-другой, набраться впечатлений для новой книги и вернуться домой с готовым бестселлером через парочку земных столетий, то есть – вернуться в будущее. Показательная деталь, работающая на общую мысль: из них двоих выбрать в местном автомате капучино или французский завтрак может только Аврора, ведь она – пассажирка «золотого класса», VIP-клиентка, а Джим – хотя и ценный, но всё же не столь привилегированный работяга. Так с Земли на новую планету благополучно направляется не только многотысячная партия колонистов, но и социальное неравенство.

«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Фото: Кадр из фильма

Отдельного внимания заслуживают те вопросы, которые фильм формирует гораздо более внятно, чем многие собратья по жанру, и задаёт зрителю почти напрямую. Можно ли забрать у человека жизнь, не лишая того свободы и физического здоровья? Можно ли быть оправданным и прощённым, если отнимаешь у человека одно будущее и, не спрашивая, даришь другое – то, которое он не выбирал, но которое на поверку оказывается для него куда более счастливым и осмысленным, насыщенным любовью и истинным предназначением? В какой точке нечеловеческих испытаний человеческая сила неизбежно уступает слабости, а где заканчиваются пределы воли и начинается эгоизм?

«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум, фото
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Фото: Кадр из фильма

С одной стороны, спасение человечества силами нескольких отважных героев за пределами Земли, занимающее кульминационную часть хронометража «Пассажиров», чисто американская тема, набившая оскомину за десятилетия экранного диктата заокеанского мейнстрима. С другой стороны, в сценарном плане картина Тильдума сделана довольно тонко. Чего только стоит заложенная в сюжете авторская ирония: даже самые передовые и супернадёжные технологии, а с ними – людские планы и мечты – могут в любой момент полететь к чертям, как ни старайся. Человек априори несовершенен, как и всё, что он создаёт. В этом смысле «Пассажиры» – фильм об извечной самоуверенности человека, о том, что его реальные возможности, как правило, не поспевают за провозглашаемыми амбициями. И при таком рассмотрении уже не столь важно, о каких именно временах идёт речь – об условном Средневековье или далёком будущем. Что бы мы там себе ни придумали, каждый из нас независимо от эпохи всего лишь пассажир на летящем вперёд корабле, за штурвалом которого недоступная и неизвестная нам судьба.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500