Валдис Пельш. Почетный профессор

Однажды в конце девяностых ко мне в самолете подходит стюардесса: «Валдис Евгеньевич, пилоты...
Екатерина Бойко
|
24 Декабря 2021
Валдис Пельш с Кристиной Козловой  Александром Кубасовым
На премьере проекта «Ген высоты, или Как пройти на Эверест». С продюсером и режиссером Кристиной Козловой и оператором-постановщиком Александром Кубасовым
Фото: ИЗ АРХИВА РД СТУДИИ

— Некоторые ваши фильмы на грани игр со смертью. Зачем люди рискуют жизнью, например ради покорения вершин? Вот и у вас первая попытка съемок проекта «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» едва не закончилась трагедией из-за непальского землетрясения.

— Это была драматичная экспедиция. Мы как раз спустились из среднего лагеря, чтобы провести съемку в самом высокогорном монастыре мира Ронгбук, где продолжает службу единственный монах, и там произошла удивительная история.

За десять минут до начала землетрясения в монастырь неожиданно начали забегать горные козы. Животные взбирались на огромный черный камень, стоявший в центре двора. Едва на него вскочил последний козел, началось землетрясение. Склон, с которого пришло стадо, полностью осыпался. Если бы мы задержались на полчаса, с узкой тропы, по которой группа следовала в монастырь, нас попросту снесло бы в пропасть. Каменные глыбы весом в десятки тонн летели мимо монастыря, даже под нашими ногами земля колебалась прилично. На южной стороне горы тогда погибли девятнадцать человек.

У нас было много версий, почему эта экспедиция может не состояться: не будет погоды, не хватит сил и группа пойдет назад... Все что угодно, только не землетрясение!

В итоге весь бюджет, который получили от спонсоров и Русского географического общества, накрылся. Мы вернулись в Москву, не понимая, что делать дальше. Я сказал: «Друзья, в этом году кина не будет. Но обещаю, что снимем в следующем».

Когда пришел к очередным спонсорам, те сказали:

— Нам это интересно. Но вы же вернулись, потому что произошло землетрясение?

— Да.

— Фильма же нет?

— Нет!

— А если во время следующей экспедиции еще что-то произойдет?

— Ну, мы пойдем в третий раз.

— То есть фильма не будет и наши денежки тю-тю?

— Все правильно — фильма не будет и ваши денежки тю-тю.

Деньги они все-таки дали. Во время второй экспедиции, когда группа была в третьем штурмовом лагере —последней точке перед финальным броском на вершину, передали, что погоды нет, палатки рвет ветер. А это зона смерти — оттуда либо на вершину, либо вниз. Думаю: не стоит отчаиваться, нужно просто искать финансирование на третью экспедицию. В полночь сообщили, что погода легла, и ребята выдвинулись. Я начал надеяться, что у нас что-то получится.

Что заставляет людей покорять вершины — мы не нашли ответа на этот вопрос... Хотя когда начинали снимать, искренне верили, что поймем.

Группа отправилась в горы, потому что это работа. Просто альпинисты дошли до вершины, а мы, исключая высотных операторов, остановились. Для того чтобы влезть в шкуру альпинистов, группа проходила все этапы подготовки. Нельзя приехать в базовый лагерь с большим баллоном кислорода, иногда снимать маску и говорить свой текст. Точно так же нельзя приехать в Антарктиду на станцию «Беллинсгаузен», выпить с полярниками, послушать их истории, записать несколько стендапов на берегу и свалить домой, а затем рассказывать зрителям, что Антарктида таинственна и загадочна... Хочешь снять настоящее кино — ползи в белое безмолвие и бескрайность.

Конечно, определенный риск присутствует всегда. Когда мы снимали «Большой белый танец» о белых акулах, знали, что в определенный момент придется выйти на открытую платформу. В этом был смысл фильма.

В проекте принимали участие Анна Ардова, Яна Чурикова и Алексей Макаров. Мы погружались в открытой самодвижущейся клетке — это суперское ощущение: ты плывешь на одном уровне и с одной скоростью с акулой. Кстати, в этот день Леша получил баротравму, поэтому работать на глубине больше не смог. А когда наступил момент выйти из клетки, Аня не смогла, и мы никоим образом ее к этому не подталкивали. Если человек не готов к встрече с акулой лицом к лицу, лучше этого не делать. Яна вот вышла, но когда я позвал ее в следующий раз, мудро сказала: «Я, наверное, уйду на пике формы!» В этом есть некий риск, но одновременно ты испытываешь просто фантастическое ощущение.

— У вас инстинкта самосохранения вообще нет?

— На платформе есть люк, куда можно прыгнуть, если акула решит напасть. Во время третьего погружения, пока мы находились в клетке, появился трехметровый молодой самец. Он начал агрессивно носиться вокруг и дожевывая наживку из тунца, смотрел на нас, мол, вы следующие. Думаю: «Да пошел ты к черту, не пойдем!» Выходить на платформу рядом с такой акулой крайне опасно. Мы понимаем, что являемся едой — нестандартной, но едой. Когда акула неагрессивна, риск бывает оправдан, но насколько, решаете только вы сами.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая