Семен Файбисович. Не такой, как надо

Я принадлежу, безусловно, к современному искусству, но всегда существовал сам по себе. Мои картины...
Ирина Кравченко
|
01 Января 2022
«Ленинградское направление», 1988 год
«Ленинградское направление», 1988 год. Из цикла «На вокзале»
Фото: из архива С. Файбисовича

И вдруг в тот самый момент, когда я тоскливо созерцал эту беспросветную жуть, она осветилась для меня не пойми как. Я почувствовал, как сквозь темную, неказистую реальность развидняется иная. Вот передо мной мир, в котором мы существуем, но сквозь него просвечивает иной, созданный не большевиками, а в результате шести дней творения. В каждой точке пространства и времени мы существуем между этими двумя мирами, живем в поле огромного напряжения между этими противоположными реальностями. И именно эта текущая сквозь меня энергия их взаимодействия заводит и возбуждает. Да, мы жили в пространстве «зеро», в эстетическом захолустье — обшарпанные углы, пустыри, помятые лица в общественном транспорте и в очередях, — но отныне сквозь ткань этой жизни для меня начала просачиваться и подсвечивать ее другая.

Вот так я стал понимать и чуять, что хочу писать картины про это просвечивание и переплетение двух реальностей. Преодоление материала окружающей жизни стало моим способом существования — преодоления его светом, идущим на зрителя как бы изнутри картины. Так самая простая, обыденная жизнь обрела для меня смысл. И друзья не раз признавались, что для них страшно важным было через мои работы увидеть в намозолившем глаза иное и примириться с повседневностью, найти в ней интригу, драйв, как сейчас говорят.

— Интересно, что к вам в то утро сразу пришли и откровение, и форма, в которой вы могли бы его выразить: все здесь, под рукой, в пространстве, которое можно охватить глазом. Ничего выдумывать не надо — только видеть.

— Еще в архитектурном институте я ощутил, уловил из витавшей там атмосферы, что такое творение как процесс и как результат. Неважно, чем ты занимаешься — пишешь книгу или картину, проектируешь ли здание, — важны две вещи: чтобы тебе было что сказать и чтобы ты владел языком для этого высказывания. Все остальное — наживное. Поэтому, наверное, я был готов к посетившему меня откровению. Понял, что такое картина, и больше не боялся ее, а жаждал овладеть ее языком. Нужно было просто прийти к картине самому, своим путем, чтобы она была именно моей.

— Работу вы каждый раз начинали с фотографии?

— Сначала возникает зрительное впечатление, которое тебя шибает, как те люди, зайцами прыгавшие по лужам в темноте промозглого утра. Или сцены из моей жизни в Ясеневе, когда каждый день ездишь на работу в битком набитом автобусе, где постоянно какие-то крики, свары... А теперь для меня все чуть ли не озарено было.

Делать наброски в автобусе невозможно — все трясется и ежесекундно меняется, и тогда я взял в руки камеру: фотографирование стало для меня способом сбора материала, точных фактур. Но когда дома отпечатал первую пленку, загрустил: не увидел в черно-белых снимках плохого качества того, что подтолкнуло меня взять в руки фотоаппарат. Еще пару раз попытался — и прекратил. Все не то!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог