Семен Файбисович. Не такой, как надо

Я принадлежу, безусловно, к современному искусству, но всегда существовал сам по себе. Мои картины...
Ирина Кравченко
01 Января 2022
«Горбачев», 1989 год
Я специально написал непроходную картину: игральная карта, на ней король с лицом Михаила Сергеевича, карта масти красной звезды, а на кроваво-красном фоне вид Кремля с высоты птичьего полета. «Горбачев», 1989 год
Фото: из архива С. Файбисовича

— Когда вы впервые полетели в Америку?

— В 1989-м. Галерейщица Филлис Кайнд, открывшая мою живопись для американцев, пригласила в Нью-Йорк — чтобы я писал там картины, а она бы их продавала.

Везли мы с женой в Америку большой рулон моих холстов, из-за чего нас на контроле в аэропорту задержали. Когда же пропустили, оказалось, что наши кресла уже заняты — на некоторые места продавали по два билета. А визы заканчивались грядущей ночью...

У меня возникло ощущение, что никогда из Союза не выеду, что все возвращается на круги своя... Но тут появилась некая аэрофлотовская дама, которая оформила нам билеты на следующий день и продлила визы. Потом выяснилось: попади мы на самолет сразу, нас с уже истекшими визами завернули бы на американской границе.

В аэропорту Нью-Йорка пошли искать рулон с картинами, а его нигде нет... Вместе со встречавшей нас владелицей галереи бегали по терминалам, в конце концов нашли — насквозь пробитый каким-то тяжелым и острым предметом вроде топора. Пришлось потом из Метрополитен-музея вызывать реставратора, заделывать дыры в холстах.

В Америку мы прилетели почти одновременно с Эриком Булатовым, он тоже прибыл с женой. Наша общая галерейщица Филлис решила, что Эрик станет работать в Нью-Йорке, а я — в Чикаго, где у нее еще одна галерея и где завтра должна открыться моя выставка. Мы с женой и галерейщицей сразу пересели в самолет, направлявшийся туда. Но в Чикаго у меня все внутри запротестовало: почему-то сразу стало ясно до боли, что это не то место, где я смогу работать. Я уперся: сказал Филлис, что в Чикаго не останусь. Открыли выставку и через несколько дней вернулись в Нью-Йорк.

Когда таксист вез нас из аэропорта на Манхэттен и я впервые увидел скалы небоскребов, возникло неожиданное и волнующее чувство, что еду домой. Тогда же понял, что Москва — моя муза, очень энергетическое место, но Нью-Йорк — первый во всем мире по этой части. В этом городе я с огромным удовольствием работал. Мы с женой сняли квартиру, родили ребенка и жили на деньги, которые я зарабатывал живописью. Приезжали в Москву богачами, с кучей подарков близким.

— Расскажите, как писали по просьбе американцев портреты Михаила Горбачева.

— Началась эта история в 1987 году. Мне позвонил переводчик и сказал, что в Москву приехал главный художник журнала Time. У них всегда в последнем, двенадцатом номере на обложке дают портрет человека года. В тот раз им стал Горбачев, и журнал решил заказать его портрет советскому художнику. Осмотревшись, выбрали нескольких, в том числе и меня.

В разговоре выяснилось, что им нужен парадный портрет, а это совсем не мое. Глянул с тоской за окно и увидел дирижабль с флагом СССР: как раз праздновали семидесятилетие советской власти. Я встрепенулся, думаю: хорошо, будет вам Горбачев, а в небе над ним дирижабль с красным флагом.

Начал портрет: иконописный колорит, ракурс немного снизу, говорящий рот — Горбачев будто выступает. Пишу, ничего путного не выходит. Начал другой портрет: закатное небо, генсек улыбается. В вышине и там и там — дирижабль с флагом СССР. Как взялся за второй, так и первый пошел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но еда соблазняет
Как сдержаться за праздничным столом и в ресторанах.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)