Театр привык удивлять, неслучайно его называют пространством для экспериментов. Молодой труппе, добрая половина которой — недавние выпускники, присуща неуемная жажда открытий и поисков. Не боится идти на риск и ее неизменный художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин, который считает, что «в театре нужен свежий ветер». Бородину виднее, он здесь уже сорок лет и постоянно в поиске новых форм, жанров и тем. Усаживал публику на сцену в спектакле «Лоренцаччо» по Альфреду де Мюссе, трагедию Жана Расина «Береника» переносил из зрительного зала на лестницу, «Отверженных» растянул на два вечера подряд, а легендарный «Берег утопии» — на целый день.
«Когда я задумывал «Берег утопии» Стоппарда, не было ни одного человека, кроме моих домашних, кто поддерживал бы меня, — признается худрук. — Говорили, что ставить про Герцена, Белинского, Огарева — это невозможно! Да еще спектакль на целый день — кто такое будет смотреть?» Другие театры за трилогию английского драматурга Тома Стоппарда взяться побоялись. Еще бы, три огромные части — «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег», семьдесят персонажей, восемь часов сценического действия и тридцать пять лет жизни героев. Но Бородин взялся... На репетиции часто прилетал из Лондона сам сэр Том Стоппард, они подружились. Драматургу было интересно наблюдать русскую постановку — в это же время «Берег утопии» ставили и в Линкольн-центре в Нью-Йорке. До этого трилогия шла в лондонском Королевском национальном театре. Но ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне не решились играть ее в один день. Уникальный спектакль имел большой успех, продержался в репертуаре десять сезонов и несмотря на свою продолжительность, смотрелся на одном дыхании.
Творчество в РАМТе кипит буквально во всех уголках и закоулках. Сначала в театре была только Большая сцена, потом на ярусах сделали Малую, репетиционный зал переоборудовали в камерную Черную комнату, а унылое пространство антресолей над зрительским гардеробом — в Белую комнату. Так в театре появились малые сценические площадки, которые служат творческими лабораториями для молодых режиссеров. Спектакли, которые они ставят, пользуются огромным спросом. Попасть на них непросто — и в силу небольшого количества мест, и в силу заинтересованности публики. Недавно рамтовцы и вовсе вышли на улицу — задействовали внутренний дворик, где играют чудесную сказку Карло Гоцци «Зобеида».