Рамтовцы — большие выдумщики. К юбилею театра и двухсотлетнему юбилею здания, в котором обитают, они придумали аудиоспектакль «Сто» и теперь по всем закоулкам водят экскурсии в наушниках. Для зрителей это большой подарок. Когда еще доведется побывать за кулисами, увидеть «кухню» театра, где трудятся декораторы, костюмеры, гримеры, осветители и прочие бойцы невидимого фронта? Да и где острее всего можно почувствовать суть театра, как не в его таинственном закулисье?
Аудиопрогулка, которую остроумно прозвали «бродилкой», ведет зрителей по крутым лестницам и извилистым коридорам театра. Позволяет заглянуть в пошивочные и бутафорские цеха, хранилища костюмов и декораций, гримерки и макетные, спуститься в трюм под сценой и подняться на колосники.
Погрузиться в захватывающий мир театра экскурсантам помогут Номерок из гардероба — Нелли Уварова, Парадная лестница — Нина Дворжецкая, Огромное зеркало в фойе — Рамиля Искандер, Поворотный круг — Денис Шведов.
Необычные экскурсоводы оживят фотографии на стенах, приоткроют некоторые закулисные тайны, покажут гримерки знаменитостей, в том числе неподражаемой Валентины Сперантовой, звонкий и чистый голос которой знала вся страна. На сцене Центрального детского театра она прославилась ролями мальчишек, а потом столь же блестяще играла их добрых бабушек. Но даже когда Сперантова перешла в другое амплуа, могла из озорства подскочить с кресла, оглянуться и лихо свистнуть, засунув два пальца в рот.
Обратят внимание посетителей и на скромную каморку под лестницей, которую обычно никто не замечает. Оказывается, с ней связана целая история. В 1954 году в театр был приглашен из Рязани Анатолий Эфрос. День, когда это случилось, он назвал самым хорошим в своей жизни, и целый год, проходя мимо театра и посматривая на него, думал: «Неужели вот тут я работаю?»
Эфросу доверили постановку пьесы «В добрый час!» уже известного тогда драматурга Виктора Розова. В один из дней они встретились в театре, и чтобы им не мешали, устроились в небольшой комнатке под лестницей, где начинающий режиссер принялся рассказывать драматургу свое видение постановки. Выглядело это, по словам Розова, так: «Эфрос стал быстро ходить из угла в угол, махать руками, ерошить пятерней свои черные, разбросанные на все четыре стороны волосы и говорить: «Сначала нет никого... Никого нет!.. Никого!!! Только топ-топ-топ — где-то! А потом сразу — фрр-фрр-фрр... И все бегут-бегут-бегут... а потом лениво... скучно ему, скучно... блям-блям-блям — одним пальцем... и отскочил к окну...» Розов потерял дар речи, но они все-таки нашли общий язык и в дальнейшем в чуланчике под лестницей часто шушукались как два заговорщика.