Лабиринт минотавра

Любовь и смерть — избитые слова, из-за слишком частого употребления утратившие былую силу. И все же...
Ханна Лебовски
|
02 Ноября 2021
«Авиньонские девицы»
Пабло преспокойно сообщил позировавшей для «Авиньонских девиц» Фернанде, что именно проституткой ее и считает. Всего от этого романа осталось шестьдесят портретов
Фото: Alan Wylie/Alamy Stock Photo/ТАСС

Они влюбились и стали жить вместе в крошечной мастерской Пабло — и с того момента начался его «розовый» период, полный надежды, романтики и гармонии. В каморке-студии книги хранились в оцинкованном корыте, еду порой приносил даже кот, воровавший колбасу в лавке по соседству, да и сами влюбленные иногда крали молоко, оставленное разносчиками у дверей соседей по кварталу... Однажды Пабло продал сразу несколько картин и купил Фернанде серьги, хотя в доме не было ни крошки, — а спустя неделю серьги пришлось заложить, но это оказалось не грустно, а безумно весело. Мир кружил вокруг них цирковыми огнями, все люди казались членами труппы, собранной специально для их развлечения, да что там, в их районе и в самом деле жило множество уличных артистов и циркачей. Фернанда вообще обожала цирк как ребенок. Пабло рисовал этот праздник жизни — и «Девочка на шаре» тоже появилась именно тогда. Позже, когда Пикассо перешел к «африканскому» периоду, округлые линии и пастельные тона, в которых он изображал любимую, сменились оригинальными изгибами в духе масок далеких племен. Следом пришло время кубизма, и тут уж Фернанде досталось с лихвой, именно ее черты художник ломал так и эдак. Настал черед и для обид: Пабло преспокойно сообщил позировавшей для «Авиньонских девиц» любовнице, что именно проституткой ее и считает. Всего от этого романа осталось шестьдесят портретов.

Они были бедны, но верили, что разбогатеют. В ожидании этого счастливого момента Фернанда готовила, стирала, хваталась за любую работу. Ей самой рисовать не удавалось — нужно было позировать то самому Пабло, то другим художникам, чтобы заработать гроши на еду и краски для него. Были в их жизни совсем трудные два месяца, когда Фернанда буквально не могла выйти из квартиры, потому что развалились единственные туфли, а на покупку новых не имелось денег. В любом случае, жили они только на то, что зарабатывала она. Потому что любила его и довольно долго верила в эту любовь. Страсти кипели — на смену очарованию былой романтики пришли взаимные измены. Если Пикассо шлялся по борделям просто потому что хотел, то Фернанда отдавалась другим мужчинам, чтобы отомстить и вызвать ревность. Безуспешно: возлюбленный к ней охладел. Они скандалили, дрались, пугали округу драматическими выяснениями отношений, но любви в этом было все меньше. Точнее — любви Пабло.

Фернанда была рядом семь лет — и оставалась бы всегда, если бы ее мнение имело значение. Увы, чувства горячего испанца угасли — и Фернанда с горечью видела, каким жестоким становится его взгляд: когда-то рисовавший ее с нежностью и страстью, какой бы стиль ни пробовал, вплоть до свежеизобретенного им кубизма, теперь возлюбленный изображал надоевшую женщину резкими острыми линиями, плавность сменилась жесткими углами. Она надоела. Как раз тогда, когда бедность отступила и замаячил успех, она — надоела... Справиться с утратой любви достойно Фернанде оказалось не под силу. Она ревновала, то и дело впадала в истерику, навязчиво следовала за ним во всех поездках по Испании и никак не могла отпустить, хотя понимала, что больше ему не нужна.

Когда их пути разошлись, она подрабатывала уроками. Двадцать лет провела с художником Роже Карлом, но в итоге осталась одна. Жила трудно, к старости сильно разболелась и однажды решилась заработать на прошлом, написав серию статей о молодости Пикассо. Но тот был уже недосягаем и с помощью адвокатов лишил возможности заработать бывшую возлюбленную, когда-то горбатившуюся из последних сил, чтобы его прокормить. Тогда Фернанда написала мемуары, и тут уж Пабло откупился — назначил пенсию, чтобы она их не издала. Книга увидела свет только в 1988 году, когда никого уже не было в живых — ни Фернанды, ни Пикассо, пережившего свою первую верную женщину на те же семь лет...

1 2 3 4 5 6 7 8

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая