Дмитрий Бертман: «Это раньше в опере пели пышные дамы. Сейчас очень сложно найти Татьяну Ларину — пенсионерку»

Увидев меня, женщина в испуге вжалась в кресло, как Графиня в «Пиковой даме», и я в полном...
Елена Ланкина
|
02 Октября 2021
Дмитрий Бертман
Эмоция для меня — главное при выборе материала. Отталкиваюсь от себя и каких-то призраков в зале. Например как бы это оценил парень, которого наказали оперой?
Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Наш человек все время пребывает в состоянии стресса. Мюзикл — для тех, кто может расслабиться. А опера — это как раз стресс.

— Ну да, всласть пострадать в театре — это по-нашему! У вас рыдают на спектаклях?

— Конечно, еще как! В принципе, настоящий мюзикл тоже должен пробуждать эмоции, на нем вполне можно заплакать. Этим он, кстати, отличается от оперетты — драматическим или трагическим финалом. К тому же в оперетте все действие происходит в разговорных сценах. Фактически можно вырезать любой музыкальный кусок, ничего не изменится. Он дублируется в диалогах. В опере невозможно это сделать, и в мюзикле действие сквозное. Если это не ревю.

— Вы занимаетесь оперой уже много лет. Какие тренды наблюдаете?

— Ничего нового нет. Осовременивание опер как тренд зародилось в начале XX века. Если взять «Евгения Онегина» 1922 года в постановке Константина Сергеевича Станиславского, то он уже шел в современных костюмах, не пушкинской эпохи. И когда Германия стала делать свои перевертыши, в этом не было ничего нового. В России они появились в начале XX века. У Немировича-Данченко в «Травиате» действие в театре происходило.

Потом начался дизайнерский театр, когда на сцене павильон, жесткая комната. И это тоже быстро превратилось в штампы.

— В общем, трендов нет, но наметилась тенденция возвращения оперного театра к традиционной репертуарной модели?

— Думаю, все к этому идет. Хотя для меня было удивительно, когда Баренбойм об этом сказал. Он великий музыкант, который может выбрать лучших артистов, каких захочет. Любой готов для него все бросить и приехать.

— Чего вам не хватает?

— Денег. Для театра. Слава богу, московское правительство помогает, и Минкультуры, но очень много интересных замыслов, которые хочется осуществить.

— А отпуск у вас бывает?

— Не-ет! Когда у меня отпуск в театре, я что-нибудь ставлю в другом месте. Например руковожу Международным музыкальным фестивалем в Эстонии. После закрытия сезона в «Геликоне» должен был лететь в Таллин. Ставить «Сестру Анжелику» Пуччини. К сожалению, фестиваль отменили по понятным причинам.

— И за какой минимальный срок можно поставить оперу?

— Шесть недель. «Сестра Анжелика» — маленькая опера. Ее я планировал поставить за две с половиной недели. Но это был уже практически готовый спектакль, в голове все давно сложилось.

— В драме не предлагают поработать?

— Галина Борисовна Волчек раз пять уговаривала поставить спектакль в «Современнике». Табаков звал в МХТ. Я сразу отказывался. Они обижались. У нас ведь были прекрасные отношения, оба очень помогали мне с «Геликоном». Поддерживали всегда. Но я честно говорил, что не смогу поставить у них спектакль, потому что буду чувствовать себя не в своей тарелке. Мне будет не хватать музыки, певцов.

Часто бываю в драматических театрах. Очень люблю спектакли Римаса Туминаса, на которых становлюсь просто зрителем и получаю огромное удовольствие. Начинаю плакать, хохотать. Отключаюсь как профессионал, что самое ценное. Это большая редкость, когда приходишь к коллеге и забываешь о технологии, становишься ребенком. На спектаклях Туминаса случается.

Он мне очень близок, потому что делает абсолютно новый театр, но не за счет каких-то надуманных примочек, а за счет актера. У него не режиссерский театр. Он актерам делегирует свой замысел. И получается очень интересно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог