Дмитрий Бертман: «Это раньше в опере пели пышные дамы. Сейчас очень сложно найти Татьяну Ларину — пенсионерку»

Увидев меня, женщина в испуге вжалась в кресло, как Графиня в «Пиковой даме», и я в полном...
Елена Ланкина
|
02 Октября 2021
Сцена из оперы Пуччини «Тоска»
Сцена из оперы Пуччини «Тоска». Каварадосси — Иван Гынгазов, Тоска — Елена Михайленко
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Геликон-опера»

По идее, режиссер должен изучить партитуру и понять, чего хотел автор. Не смотреть ремарки, а увидеть оригинал, потому что ремарки чаще написаны не композитором, а издателем. Когда в «Травиате» указано «Виолетта пошла налево», это не значит, что она по мизансцене должна идти в эту сторону. И не значит, что надо всегда ставить каноническую «Тоску», когда героиня с двумя канделябрами ставит крест на Скарпиа. Для чего тогда делать свой спектакль? Чтобы в сотый раз повторить то, что было до тебя? Это плагиат штампов.

Мне важно, как сегодня в семь вечера это произведение может на нас воздействовать. Я всегда смотрю на оперу с позиции зрителя, а не режиссера.

— Как принимаете решение, что сейчас нужна «Тоска», допустим, а не «Царская невеста»?

— В прошлом сезоне я взял «Тоску», поскольку время было тяжелое. Весь репертуар поменял, потому что понял — в связи с пандемией нам запретят полную загрузку. Потом мы выйдем на большое название, но нужно будет поставить такое, где мало массовых сцен. «Тоска» подходит идеально — там одна массовая сцена. К тому же это популярная опера и у нас есть идеальные исполнители на главные партии, что очень важно. Дальше я стал думать: как сделать так, чтобы сегодняшнему зрителю был интересен этот материал? Зрителю, который летает по всему миру, сидит в Интернете, имеет «Фейсбук*», смотрит зарубежные сериалы и постановки опер в лучших мировых театрах?

Когда-то пытался самовыражаться: посмотрите, как сделал это и это! Потом успокоился. Сейчас хочу, чтобы было интересно. Моя задача — создать такой театр, в который зрители приходят независимо от конкретного спектакля, уверенные в том, что получат удовольствие на любом. И когда я ставлю, мне важно самому оставаться зрителем. Не изобретать велосипед там, где давно ездят «бентли».

— В драме периодически случаются всплески всеобщего увлечения тем или иным названием, когда несколько театров вдруг ставят «Гамлета» или «Вишневый сад». В опере существует мода?

— В опере очень консервативный репертуар, но думаю, ситуация постепенно будет меняться.

Когда-то я ставил в Торонто оперу «Из мертвого дома» Яначека. Потрясающую пятичасовую оперу, где действие происходит в мужской тюрьме. Параллельно шла «Тоска», и она продавалась хуже, чем «Из мертвого дома»! Мы даже сыграли два дополнительных спектакля, потому что так была выстроена программа этого театра до нас и публика в Торонто молодая. Это вообще молодой город. Почти каждый житель некоренной канадец, откуда-то приехал. Люди говорят: «У нас две жизни. Одна до эмиграции, вторая после». У них мозги заточены на восприятие нового, непривычного, поэтому там всегда будет лучше продаваться современная опера.

— Хорошо, это в Канаде. А в Европе?

— Европа более консервативная, конечно. Там хотят посмотреть, как режиссер вывернул тридцать пятую по счету «Травиату». Давайте его поругаем! Покричим «бу»! Итальянцы самые консервативные в этом смысле. Они вообще хотят видеть только одну версию «Травиаты» — им тридцать пять не нужно.

— А у нас какая ситуация?

— Одно время мы теряли классическое искусство. Оно было практически альтернативным, а сейчас сделалось главным. И публика стала другой.

Она вообще у нас особая. Почему в России не приживается мюзикл, как мне кажется? Наш человек никогда не успокоен. Никогда не знает, что будет завтра. Мы живем с постоянным подозрением и готовы ко всему. Прививку не делаем, потому что подозреваем тех, кто нас уговаривает вакцинироваться, в каком-то умысле.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая