Сейчас понимаю, что моя идея выглядела безумством. Бушевали лихие девяностые. Во Владивостоке жизнь актрисы государственного театра была хотя бы стабильной, зарплата пусть небольшой, но регулярной — а что ждало в столице? Но я не оставляла стараний и мужа уговорила.
Нашли покупателя на свою владивостокскую квартиру, все ее «красным уголком» называли — потому что и мои театральные, и Славины друзья здесь тусовались. Жалко было расставаться и с друзьями, и с квартирой, но и остаться я не могла. Волны Судьбы несут тебя, и ты ничего не можешь с этим поделать, остается подчиниться.
Деньги от проданной квартиры (представляете?!) сложили в бумажный пакет и мне на живот марлей примотали! И это — в лихие годы, когда людей за гораздо меньшие суммы убивали! Дочерей временно оставили у моих родителей. Сами с мужем и пакетом на моем животе прилетели в Москву.
— И как на сей раз встретила столица? Более ласково?
— Встретил нас мой земляк, друг детства Владимир Топцов. Это сейчас он актер «Мастерской Петра Фоменко», а тогда был студентом, жил в общежитии и нас со Славой на несколько дней там приютил.
Утром сидим на общей кухне, чай пьем. Деньги уже не на животе, а в диване спрятаны. Вдруг звонок в дверь. Открываем — вламывается человек с видеокамерой, следом женщина с микрофоном и заявляет: «Это опрос общественного мнения. Вас устраивает, как питаетесь?»
Мой Слава побелел, влетел в ближайшую комнату: «Где топор? Дайте топор!» Решил, что прознав о наших деньгах, нагрянули грабители. Потом разобрались, конечно, мужчина с камерой и женщина оказались реальными журналистами. Сейчас вспоминаю с юмором — а тогда было совсем не до смеха. Между прочим, ни в одном интервью еще об этом не рассказывала.
В газете нашли объявление: «Продается квартира». Поехали смотреть. С деньгами в пакете, снова примотанном марлей. Наверное, только молодости свойственны такие отчаянные поступки. В итоге купили. Совсем скромную по сравнению с нашим владивостокским «красным уголком» — зато в столице! Перевезли из Владивостока дочек и мебель. А потом выяснилось, что поселиться в столице и даже приобрести тут собственную квартиру совсем не означает, что Москва тебя приняла.
Спустя много лет спросила мужа:
— Если б знал, что будет настолько тяжело, переехал бы из Владивостока?
Он подумал и ответил:
— Нет.
И ведь реально было время, когда не жили — выживали. Ему пришлось начать бизнес буквально с нуля, а мне так же с нуля начинать в актерской профессии. Я-то была абсолютно уверена, что после такого количества сыгранных в Приморском театре ролей, аншлагов, зрительского восхищения с работой проблем в Москве не будет.
Как на крыльях летела на показ к Константину Райкину. Его «Сатирикон» считался одним из лучших театров, многие артисты стремились туда попасть. Играла отрывок из «Блэз» — один из самых любимых владивостокской публикой. Посмотрев две минуты, Константин Аркадьевич равнодушно произнес: «Спасибо. До свидания!»