Конечно, моя профессия удивительна. Ты можешь хромать или страдать зубной болью, но когда выходишь на сцену или на киносъемках слышишь команду «Мотор!», сию секунду перестаешь хромать, забываешь о больном зубе...
Хотя есть исключения. Для меня, например, был непреодолим холод.
На съемках «Кадетства» Боря Корчевников — он играл курсанта, влюбленного в мою дочь — по сюжету ждал меня у подъезда в страшный мороз. Включается камера, Боря произносит: «Ксения мне привет передавала?» А я молчу. Потому что весь текст в голове замерз! Представляете?! Пришлось с суфлером работать. Через некоторое время снималась в «Марафоне», и партнерша, народная артистка России Екатерина Сергеевна Васильева научила: если держать в руках пластиковую бутылку с горячей водой, то руки не мерзнут и в моем случае текст перестает улетучиваться.
Или вот разве могла я предположить, что для того, чтобы пар изо рта в кадре не шел, надо мороженое между дублями есть? А с Екатериной Сергеевной мы проглатывали куски мороженого в неотапливаемом помещении, изображая, будто дело происходит в больничной палате. И пара изо рта не было. Многому я научилась у Екатерины Сергеевны. Она человек воцерковленный, часто говорила на съемках: «Всем — в храм идти скорее. Чтобы не опоздать». Еще говорила: «Всевышний все наши совпадения организовывает. И тот, кто верит в случайности, не верит в Бога». Я в случайности не верю.
Разве могло быть случайностью предложение сыграть роль Фаины Раневской? Раздается звонок:
— Ставим спектакль «Одинокая насмешница» о Раневской, хотим, чтобы вы сыграли главную роль.
Что?! Такое представить в самых смелых мечтах не могла — сыграть саму Фаину Георгиевну!
Сердце заколотилось сильно-сильно. Странное чувство — будто билось прямо в горле, но сдерживая волнение, как можно спокойнее произнесла:
— Да, мне было бы интересно, присылайте пьесу.
Предложение я приняла. Теперь моя Фаина Георгиевна, тоскующая по ролям, от нереализованности, выдает на сцене: «Как бы мне хотелось сыграть Дездемону — я только недавно поняла, как ее играть! Но если бы меня увидели в костюме Дездемоны в театре, задушили бы еще в кулисах».
Выходя на поклоны, замечаю, как мужчины в зале снимают очки и вытирают слезы. Женщины — те просто открыто рыдают. Даже моя свекровь — зритель строгий и искушенный — после спектакля подарила цветы и плача произнесла: «Спасибо, ты вернула меня в молодость!»
Я подметила удивительную особенность: после каждого спектакля «Одинокая насмешница» все мы, кто работает в нем, становимся немного лучше. Вот такое маленькое чудо присутствия Фаины Раневской в нашей творческой судьбе.
Впереди еще одна интересная театральная премьера — «Теща с сюрпризом». Моя героиня Виолетта уверяет дочку с зятем в своей святости, и вдруг выясняется, что она — о ужас! — беременна. Играем в «Театриуме на Серпуховке», билеты раскуплены еще в марте, до пандемии, премьеру перенесли на август. Милости просим!