— Вы до сих пор за рулем?
— Да, вожу, но езжу сейчас в основном только на дачу. По городу передвигаюсь на такси. Очень сложно найти место для парковки, и я не могу сообразить, как ее оплачивать.
— Алла Сергеевна, о своей профессии, ролях и встречах с выдающимися современниками вы написали множество книг, в этом году вышло собрание сочинений...
— Да, 2020 год, несмотря на все невзгоды, связанные с пандемией, принес несколько приятных сюрпризов. Во-первых, предложили издать собрание моих сочинений в шести томах, четыре уже вышли, два выйдут до конца года. В их оформлении участвовал Рустам Хамдамов — за что ему признательна. Когда-то, когда писала свою самую первую книжку «Вторая реальность», дала прочитать ее мужу — все-таки он профессионал. Володя сказал: «Алла, надо или полностью переписывать, или оставлять все как есть. Это неграмотно с точки зрения классической литературы, но тут есть твоя интонация». Оставили как есть. И возможно, из-за этой узнаваемой интонации к моим книгам сохраняется интерес. А «Вторая реальность» выйдет в собрании сочинений отдельным томом.
Еще одним подарком стала книга-фотоальбом обо мне, вышедшая в свет буквально на днях. Ее написал и издал мой давний друг — журналист Сергей Николаевич. Книга стала как бы послесловием к собранию моих сочинений и первой книгой обо мне.
В книге «Лабиринт памяти» несколько глав посвящено моим выдающимся современникам. Но самое обидное, что я «пропустила» многих гениальных людей, общаться с которыми выпала возможность. Просто по молодости лет была зашорена проблемами собственной жизни, работой... Шла своей дорогой и не очень обращала внимание на идущих навстречу.
Однажды по телевизору показывали фильм-спектакль «Любовь Яровая», где героиню играла Инна Чурикова, а я — ее антипода Павлу Панову. Дома вдруг раздался телефонный звонок — звонила Фаина Раневская, с которой мы не были знакомы. Она похвалила мою актерскую работу и стала рассказывать, что тоже в двадцатые годы играла Панову в каком-то провинциальном театре. Сказала: «Я помню эту роль и знаю, как ее надо играть. Вы все сделали правильно!» После этого Фаина Георгиевна стала иногда мне звонить. А я ей ни разу сама не позвонила — стеснялась, боялась. Я, как и большинство актеров, человек застенчивый.
Или вот Лиля Юрьевна Брик... Мы с Володей снимали дачу в Мичуринце (это рядом с Переделкино) вместе с Валентином Плучеком и его женой Зинаидой — они жили на первом этаже, а мы — на втором. Валуцкий не любил дачу и практически туда не ездил, у него в это время было много проектов, и он предпочитал работать в Москве. Поэтому я частенько ездила туда одна, и бездетные Плучеки меня «удочерили». Мы каждый вечер ходили гулять. Практически всегда заходили в Переделкино в гости к Лиле Брик пить чай — они дружили. К Лиле Юрьевне приезжало много интересных людей. А я не придавала особого значения тому, с какими незаурядными личностями общаюсь. Ведь для меня это было повседневным общением. Очень жалею, что не расспросила, например, Валентина Плучека о Мейерхольде, о спектаклях, которые он видел в молодости... Тогда мне это просто не приходило в голову! Равно как и сегодня молодым не приходит в голову спрашивать меня про раннюю Таганку.