Эра Зиганшина: «После «Снежной королевы» я разочаровалась в кинематографе»

Долгие годы отказывалась от всего, что предлагали. А предлагали вариации на тему Маленькой...
Беседовала Александра Денисенко
|
01 Августа 2019
Эра Зиганшина
Я училась на втором курсе, когда в Москву приехал БДТ со спектаклем «Горе от ума». Посмотрела и пропала...
Фото: из архива Э. Зиганшиной

Представляете, как он удивился? Но ничего не сказал, пригласил войти, выдал утюг, напоил чаем, завернул с собой бутерброд с сыром. И дал совет — выгладить не открытый сарафанчик на бретельках, который лежал скомканным в сумке, а платье.

Прошла первый тур, получила заветное место в общаге. Но поскольку я мечтала о Школе-студии МХАТ, отправилась туда. И меня взяли! Сразу на третий тур, минуя второй.

Курс набирал Александр Михайлович Карев. Среди его учеников — Виктор Коршунов, Леонид Броневой, Галина Волчек, Игорь Кваша. Он попросил:

— Выучи, пожалуйста, «Пажа» Пушкина.

— Хорошо, — пообещала и тут же обо всем забыла!

Девчонке семнадцать, второй раз в Москве. А в столице столько всего интересного. Гуляла с утра до ночи по городу, наслаждалась жизнью. Однажды тетку навестила. Марина была старшей маминой сестрой. По сути заменила ей мать, когда та умерла.

Тете не нравился мой папа, она считала его неподходящей партией. Много старше и вообще... Тетя Марина преподавала в столичном вузе историю КПСС. Мне было лет десять, когда она пригласила приехать на каникулы погостить. В первый же день я ее сильно огорчила: наотрез отказалась идти в Мавзолей смотреть на мертвого вождя.

Это не было детским диссидентством, как вы понимаете. Скорее отголоском травмы, связанной со смертью одноклассницы. Тетя меня и так не любила, а после и вовсе крест поставила. Быстренько отправила обратно домой, а следом послала письмо маме: «Твоя дочь непатриотичная и дурно воспитанная».

И вот спустя несколько лет я снова появилась на ее пороге. И радостно заявила, что поступаю в театральный. Мне налили кружку чая и выпроводили.

Кстати, мою сестру Венерочку она любила. Венера выбрала правильную профессию, стала учительницей русского языка и литературы, позже работала директором школы. Не артистка какая-нибудь!

Через три недели, вечером накануне третьего тура, вспомнила, что «Пажа» так и не выучила. Бросилась искать книгу, но поздно, библиотеки закрыты. Ничтоже сумняшеся решила, что и отрывок из «Мцыри» Лермонтова сойдет. Какая разница? Там о мальчике и здесь о мальчике. Наверное...

На туре читала самозабвенно, сама собой была довольна.

Вдруг Карев перебил:

— Я же просил «Пажа».

— А я не нашла.

Ну что же, это показательно для педагога. Поняла, что провалилась.

Помню, вышла из аудитории, миновала двойные тяжелые двери в вестибюле, и все... Очнулась в больнице. Говорят, там я маршировала и громко читала стихи. Такой был чудовищный стресс. При выписке врачи порекомендовали беречь подвижную психику.

— Подвижная психика помогла успешно сдать экзамены и пройти в Щукинское. Непонятно только, почему вы его бросили и уехали в Ленинград учиться в студии при Большом драматическом театре?

— А это все горе от ума — и в буквальном, и в переносном смысле. Сначала несколько слов скажу о нашем замечательном курсе в «Щуке». На нем учились Евгений Стеблов, Виктор Зазулин, Борис Хмельницкий, Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Инна Гулая... Как видите, девушки все как одна — красотки. Среди них я чувствовала себя неуютно. Хотя росла уверенной, без комплексов. И все равно приходилось мысленно себя уговаривать: «Ничего! Зато я талантливая».

Я оканчивала второй курс, когда в Москву приехал БДТ со спектаклем «Горе от ума». Посмотрела и пропала... Шла в общежитие и думала о том, что настоящее искусство — только в БДТ. И я хочу служить только там. От пережитых эмоций никак не могла уснуть, а потом проснуться. В итоге проспала репетицию. Зал давался студентам всего пару раз, и мой прогул означал по сути срыв спектакля.

Разразился страшный скандал, ребята потребовали отчисления Зиганшиной. Вместо того чтобы извиниться, я полезла в бутылку. Педагог Анатолий Иванович Борисов просил: «Эра, зайди в аудиторию, скажи, что больше не будешь, попроси прощения у курса».

Но у меня был чудовищный характер... Никакого компромисса и сомнений. Нет, и все! «Ах, меня еще и выгнать хотят? Да сама уйду», — решила я, наговорила однокурсникам гадостей и хлопнула дверью.

— Что за гадости?

— Стыдно вспоминать... «Знайте — в каком бы театре я ни работала, ни один из вас в него не попадет», — пророчила я.

— Больше ни с кем из однокурсников не виделись?

— Ну что вы?! И виделись, и дружили. Не знаю, простили меня или нет. Но я их простила. Володю Стригу устроила даже в ленинградский «Ленком», где служила.

Так вот, возвращаясь к БДТ. В то время, когда я хлопала дверью, Товстоногов (главный режиссер Большого драматического театра. — Прим. ред.) устроил в Москве просмотр среди выпускников театральных вузов...

И Маша Полицеймако, папа которой народный артист СССР Виталий Павлович Полицеймако служил в Большом драматическом, привела туда меня. С ней вместе дрожали за кулисами. В тот день комиссия отсмотрела сотни студентов, а взяли... одну: «Всем спасибо, а Эру Зиганшину просим остаться». Машка толкнула в бок: мол, теперь признавайся, что тебе еще учиться и учиться. Как же возмущался Товстоногов, когда я сказала, что никакая не выпускница, а второкурсница. Гремел: «Какое право вы имели обманывать?! Отнимать мое время?!»

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог