Эра Зиганшина: «После «Снежной королевы» я разочаровалась в кинематографе»

Долгие годы отказывалась от всего, что предлагали. А предлагали вариации на тему Маленькой...
Беседовала Александра Денисенко
|
01 Августа 2019
Эра Зиганшина
Эра Зиганшина
Фото: А. Федченко

Долгие годы отказывалась от всего, что предлагали. А предлагали вариации на тему Маленькой разбойницы — плохая девочка, добрая внутри...

— Эра Гарафовна, уже несколько поколений зрителей любят вашу Маленькую разбойницу из «Снежной королевы». Эта роль, наверное, кардинально изменила вашу жизнь? Популярности-то прибавила точно!

— Нет. И вообще меня никто никогда не узнавал. Даже когда фильм вышел на экраны. А это случилось в конце 1960-х годов.

Одна из моих внучек, Сашенька, когда ей было лет пять, с удовольствием посмотрела «Снежную королеву». Долго что-то обдумывала и наконец сообщила — больше всех ей по душе Маленькая разбойница. Кто-то из взрослых сказал:

— Так это же твоя бабушка!

Саша взяла долгую — мхатовскую — паузу, после которой зарыдала:

— Нет-нет! Это Маленькая разбойница, а не бабуля!

Мир ребенка перевернулся! Она была ошарашена и раздавлена жуткой новостью. Разве разбойница может превратиться в бабушку, да еще собственную?

Похожая смешная история произошла с Катей, моей дочерью. Примерно в том же возрасте кто-то ей сказал за обедом: «Ешь, ешь! Это же не просто курица, а Курочка Ряба!» Она по сей день на дух не переносит куриное мясо.

— Знаю, что за роль Маленькой разбойницы вам, тогда двадцатилетней актрисе, пришлось побороться.

— Не буду говорить громких слов о том, что я интуитивно ее почувствовала. Ничего подобного. Вышло так: у нас в Ленинграде снимали телеспектакль «Двенадцать месяцев», я играла принцессу — «Казнить нельзя помиловать». Мой партнер Николай Боярский сказал: «На «Ленфильме» приступили к «Снежной королеве». Я буду играть Советника. А вот Разбойница — точно твоя роль! Поезжай на студию прямо сейчас!» Убеждал настолько пылко, что я в тот же день отправилась на «Ленфильм». Причем в полной убежденности, что меня там ждут не дождутся. И была изумлена, услышав:

— Спасибо, но актриса уже есть.

Плакать на людях я не умею, так родители приучили. Поэтому собрала волю в кулак, подняла голову повыше и звонким голосом сказала:

— Очень жаль... Знайте, лучше меня все равно никто не сыграет!

На это сил хватило. Выбежала на улицу, пошла по парку в сторону родного Театра Ленинского комсомола и ревела — от обиды, унижения.

Через несколько дней телефонный звонок: «Это с «Ленфильма». Приходите на съемки».

Тот день до сих пор хорошо помню. Снова я шла по тому же парку, но совсем с другим настроем. Меня провели в гримерку. «Подождите», — говорят. Долго сидела... Вдруг слышу по коридору цоканье и бурный разговор на повышенных тонах. Кто-то кого-то успокаивает...

А затем — шум за стеной, звяканье. И мне заносят — еще теплую! — одежду. Сапоги со шпорами — так вот что цокало! Рубашку, штаны...

И я понимаю, что раздевают ту самую, утвержденную на роль актрису. В голове мелькнуло: «Зиганшина, нехорошо начинаешь путь в кино». Отметила как факт, без чувства вины или стыда. Мне двадцать, первая роль, о чем тут долго размышлять?

Наконец отвели к гримерам, начесали волосы, вставили в них солому. В тот день снималась сцена прощания Маленькой разбойницы с Гердой, когда та отдает ей всю одежду, кроме рукавичек.

Единственный момент, который понравился, — восторг съемочной группы, с которым меня встретили на площадке: «Ну наконец! Совсем другое дело!»

— Елене Прокловой, сыгравшей Герду, всего двенадцать тогда исполнилось. То, что из девочки выйдет толк, можно было понять?

— Удивили требовательность Лены к самой себе, здоровое упрямство и то, что у нее, такой еще кнопки, на все имелось свое мнение. Я сама была почти ребенком, судить о чужом будущем не могла — в своем бы разобраться. После окончания съемок я полностью разочаровалась в кинематографе.

Объясню почему. К тому времени я уже больше года состояла в труппе Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола, играла главные роли в «Трехгрошовой опере», «Униженных и оскорбленных», «Днях нашей жизни» Леонида Андреева. Это же мечта для любой артистки! Тем более молодой. На сцене настолько выкладывалась, что после спектаклей — обессиленная, выжатая — подолгу приходила в себя. Опыта — как энергетически не пропускать роль через себя — еще не накопила. Старшие коллеги подходили, обнимали, ободряли. Вообще относились нежно, бережно, с любовью. Тех же эмоций ожидала и на съемочной площадке. А там... Все заняты своим делом, артист дубль за дублем что-то вытворяет. Не так, как в театре, не душевно.

Натурные съемки проходили в красивейшем месте — под Мукачево в Карпатах. Вот это было здорово, остальное — нет. Я поняла, что больше не хочу сниматься в кино. Любви, как уже сказала, не случилось. И долгие годы отказывалась от всего, что предлагали. А предлагали вариации на тему Маленькой разбойницы — плохая девочка, добрая внутри... За последующие десять лет снялась всего в пяти картинах. Одна из них — «Небесные ласточки». На роль Урсулы утвердили Людмилу Сенчину, но что-то не сложилось, и пригласили меня.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог