«Китайская шкатулка» купца Перлова

Угощая архитектора и зная, что Гиппиус родился в Петербурге, Перлов пошутил: «Это в чопорной столице кофий пьют, а у нас в Москве с утра до вечера чаи гоняют.
Нина Белова
|
01 Августа 2018
Чайный магазин на Мясницкой
Вдова Сергея Васильевича прожила на Мясницкой до своей кончины в 1918 году. В революционные годы не могла понять двух вещей: зачем на час перевели время и почему трудно достать гречневую крупу?
Фото: В. Попова/Фотобанк Лори

— Я хотел бы, чтобы она называлась Китайско-Восточной железной дорогой, — медленно произнес Ли Хунчжан.

Витте выиграл партию. И потирая от удовольствия руки, направился в Александринский дворец в Нескучном саду на доклад к государю.

Двадцать второго мая 1896 года «под стук ножей и звон бокалов» коронационных торжеств подписали «оборонительный» договор между Российской империей и империей Цин, а вскоре и контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД — так сокращенно стали именовать Китайско-Восточную железную дорогу.

Несмотря на досадный случай с Ли Хунчжаном, не был внакладе и Сергей Перлов. Его «китайская шкатулка» с роскошными интерьерами стала лучшей рекламой фирмы. Встретившись как-то с Карлом Гиппиусом на Тверском бульваре, он признался: «В убытке я не остался. Наш с вами магазин приобрел в Москве огромную популярность. Мало кто проходит мимо и не заглядывает внутрь, а заглянув — редко уходит без покупки». Посетители, приходившие подивиться на экзотическое чудо, не отказывали себе в удовольствии испробовать приготовленного в настоящих традициях Востока чая, которого в магазине имелось множество сортов. И самые «живые» белые китайские чаи — их только подвяливали на солнце и сушили. И лучшие сорта зеленого, который в Китае сравнивали с золотом, — его получали из едва проклюнувшихся нежных, молодых листочков. И редкие желтые, изготовлявшиеся из почек чайного листа и считавшиеся императорскими. (Желтые чаи китайцы продавали только русским и только за меха.) И улуны, и любимые в России черные чаи, имевшие особый «смолистый» аромат. И конечно, пуэры из провинции Юньнань, сделавшиеся предметом коллекционирования, как дорогой коньяк. Ведь это единственный чай, который со временем становится только лучше!

В конце жизни у Сергея Васильевича появилась еще одна страсть — благотворительность. Перлов щедро помогал Шамординскому монастырю неподалеку от Оптиной пустыни, где одной из монахинь была младшая сестра Льва Николаевича Толстого — Мария. На средства чаеторговца построили каменную богадельню с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», больницу на шестьдесят коек и новую монастырскую трапезную. Перлов признавался инокиням: «С тех пор как женился, я не знал, чем бы порадовать Анну Яковлевну — доставлял ей разные удовольствия, наряжал ее. И вот когда уже состарились мы, я наконец нашел то, что искал всю жизнь, чтобы доставить ей настоящую радость. Это — Шамордино».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая