— У Глеба Анатольевича огромное количество призов международных кинофестивалей. Вам приходилось сопровождать отца в зарубежных поездках?
— Я немножко поучаствовал в фестивальной судьбе фильма «Иван Денисович». В Лондоне я открыл пиар-агентство, так же, как в России, организовывал гастроли театров, устраивал кинопремьеры. Так вышло, что фильм отца рождался сложно и получился нефестивальным. Но я помнил, что первый в своей жизни международный приз папе присудили почти 50 лет назад в Локарно за картину «В огне брода нет». Он так и не подержал его в руках: его не выпустили за рубеж, награду получил руководитель советской делегации, а потом ее передали в студийный музей. Маме тогда тоже присудили награду за роль Тани Теткиной. В регламенте такого приза не было, члены жюри скинулись и на свои деньги купили ей красивую камею, чтобы хоть таким образом выразить свою симпатию актрисе. Прекрасная история.
Мне удалось связаться с директором кинофестиваля в Локарно, куда мы подавали в конкурс «Ивана Денисовича». Он пообещал посмотреть картину. А потом повисла пауза. Я волновался: они же не могут не понимать, что главное заключается в том, что режиссер наконец доедет до Локарно. Написал еще одно письмо, обратив внимание на сей факт. И вдруг получил ответ: «Мы покажем «Ивана Денисовича» на Пьяцца Гранде вне конкурса». Площадь становится самым большим фестивальным залом, она вмещает пять тысяч зрителей. Это был принципиально важный показ.
И мы туда поехали, мне удалось все организовать. На фестивале выступили красивой компанией, я сумел привезти большую группу поддержки: приехали мои друзья и подруги из разных европейских стран, из России было сложно добираться, поскольку требовалась прививка зарубежной вакциной, действовали ковидные ограничения. И все равно создавалось ощущение, что нас много, мы были самыми нарядными. Я любовался моими красивыми родителями, мы собрались все вместе, они были здоровы, им все нравилось.
Историю сразу же подхватил телеканал «Россия». В то время хороших новостей уже было не так много. А тут в Локарно состоялось прекрасное событие. Пятьдесят лет спустя режиссер Панфилов приехал на мировую премьеру своей картины.
Потом мы отдыхали в Швейцарии, это был последний наш совместный отдых с родителями за границей. Перебрались в Лугано, после отправились в Сорренто, на Капри, по горьковским местам. Папе это было особенно интересно, он большой знаток Горького, экранизировал роман «Мать».