— Леонид, вы проработали с Арменом Джигарханяном несколько лет. Как вам, в то время неизвестному в актерских кругах человеку, удалось убедить мэтра начать сотрудничество? Пришли и сказали: «А давайте вы будете участвовать в спектакле»?
— Дураком был. У меня действие опережало сознание: сначала делал, потом уже думал. А чем больше дурак, тем легче работать. И я был невероятно наглым. Авантюрист!
Армен Борисович был мудрым, вообще никому не отказывал. Соглашался, а потом все либо случалось, либо само собой рассасывалось.
Когда он говорил тебе да, ты думал: «Боже мой, какой великий и замечательный человек!» В нем уживались невероятным образом совершенно разные качества. Те, которые вызывали восторг — талант, мудрость, ум, интуиция. И те, которые тебя огорчали. Но наверное, это моя личная проблема: не сотвори себе кумира. Не очаровывайся, и не будешь разочарован. Армен Борисович на мое предложение согласился, я пошел к Гундаревой и Гаркалину, сказал, что у меня играет Джигарханян. Под его имя и они сказали да.
Я начал свое дело в Москве, уже имея опыт. В начале девяностых шесть лет проработал в Испании — в Мадриде, Севилье, Вальядолиде, Малаге. Затем в Германии преподавал, ставил там спектакли. Когда становилось скучно, затевал очередную авантюру — решал, что нужно провести какой-нибудь фестиваль. Например «Голоса Большого театра» в Испании. При этом я абсолютно ничего не понимал в музыке, но это не становилось препятствием. «Не боги горшки обжигают», — говорил себе я и решал: пусть один будет тенор, другой — сопрано, а третий — баритон или бас. Оставалось найти человека, который поможет мне подобрать нужных певцов.
И я нашел такого человека в Союзе театральных деятелей... Меня спросили:
— Какое сопрано хотите?
— Женское.
— Ну, это понятно. А какое конкретно?
Тут я насторожился. Спрашиваю:
— Какое бы вы сами предложили для баритона и тенора?
— Знаете, если тенор будет лирический (тут я понял, что и тенор может быть разным!), то возьмите колоратурное или меццо.
Здесь-то Штирлиц и оказался на грани провала. Говорю:
— Давайте сделаем так: вы сами решите. Я вам доверяю.
В общем, я привез трех исполнителей и концертмейстера в Испанию и организовал тур. Конечно, это было полной авантюрой с моей стороны, но при этом и замечательным опытом.
— Заработали?
— Иначе я этим не занимался бы. Всегда должна быть конкретная цель: либо заработать, либо утолить тщеславие, либо выполнить миссию, либо подкрепить статус. В моих планах тогда было заработать.
Под будущие заработки я нашел местного импресарио. Мы обсудили маршрут, уровень гостиниц и прочее. Мучения начались, как только певцы сошли с трапа самолета. Я знал, что артисты — капризные люди, но не предполагал, что до такой степени. Приезжаем в Валенсию. Драматический баритон Владимир Букин пошел заселяться в номер, выходит и говорит:
— Я не могу там жить, там окно.
— Окна нет?! — испугался я.
— Нет, окно есть, но я не могу там жить.
Заходим в его номер — замечательный такой, просторный, красивый. Мечта человека, родившегося в Гомеле, а именно там я родился, всю жизнь прожить в таких условиях. Окно французское с решеткой. Спрашиваю: