Брат Татьяны Самойловой: «Нервное заболевание сестры стало расплатой за ее успех»

Алексей Самойлов рассказывает о драме своей сестры Татьяны Самойловой.
Виктория Катаева
|
16 Января 2015
Алексей Самойлов
Алексей Самойлов в квартире сестры
Фото: Сергей Гаврилов

Никогда не сетовала, что увяла женская красота, а жизнь близится к финалу. Зато, бывало, скажет с гордостью: «У меня такие встречи в жизни были! Такие люди! А какие спектакли я видела, какие книги читала!» Иная сверхзадача была у нее: наблюдать, впитывать. Иной внутренний мир, далекий от всего этого быта и хлама. Люди. Встречи. Знакомства. Картины.

Еще в юности могла сорваться и на один день уехать в Ленинград, чтобы посмотреть новый спектакль, например с Алисой Фрейндлих в главной роли. Потом, воодушевленная, возвращалась в Москву. Только искусством жила. Она даже животных не заводила, не то чтобы не любила, по-моему, они были ей безразличны.

С придыханием, воодушевлением говорила: «Вот Джина Лоллобриджида, Симона Синьоре, Софи Лорен — они величины! — а себя звездой не считала. — Успех фильмов, в которых я снималась, — целиком и полностью заслуга режиссеров, операторов. А я просто делала то, что они мне велели, выполняла свою работу!»

И каждый раз искренне удивлялась, когда дарили цветы. А случалось это часто, она давно не снималась, но ее помнили, любили и, куда бы ни приходила, обязательно вручали букет. Таня уже ушла из жизни, из родных об этом знал только я, ехал в ее квартиру за вещами для похорон — и обнаружил в двери продетый через ручку букет алых роз.

В последние годы жизнь Тани текла размеренно, каждый день был похож на предыдущий. Просыпалась, умывалась, одевалась, шла завтракать в кафе неподалеку от дома. Или перекусывала творогом и кефиром, которые я принес накануне. Потом отправлялась в Дом кино. Ей хотелось побыть среди людей из своего мира. Даже просто посидеть рядом.

В зимнее время она выходила из дома реже. Боялась поскользнуться, у нее болели ноги. Я отдал ей свой большой цветной телевизор — сам не пользуюсь, — и Таня с удовольствием смотрела познавательные передачи.

Скучала по сыну Мите, который живет в Америке, радовалась его звонкам. Не уставала мечтать, как было бы здорово, если бы он приехал в отпуск и привез на каникулы в Москву маленькую дочку, тоже Таню. Но сестра понимала: приехать сын пока не может. Он учился — очень много, практически с утра до вечера, заново, во второй раз, уже в Америке — на медицинском факультете, почти десять лет, лишь потом смог практиковать. А значит, Тане оставалось только ждать: вдруг все же когда-нибудь ее навестит?

Татьяна Самойлова  с отцом
Сестра с отцом — народным артистом СССР Евгением Валериановичем Самойловым
Фото: Russian_Look

Близких подруг у сестры не было, разве что школьные. Обсуждали детей, внуков, у кого и что болит. Не обходилось без заветных вопросов: а помнишь, в пятом классе? Таня говорила: «Эти беседы ни о чем словно возвращают в прошлое — и сразу так хорошо, легко».

Хотя Танино детство беззаботным и безоблачным точно не назовешь. Это мне посчастливилось родиться после войны, в победном 1945-м. Сестра появилась на свет в 1934 году в Ленинграде — наш отец, в будущем народный артист СССР Евгений Самойлов, служил там в театре. Потом его заметил Всеволод Мейерхольд и пригласил в Москву, в свой театр. Думали родители недолго — собрали нехитрый скарб, подхватили крошечную Танюшку и рванули в столицу. А вскоре еще одна удача: Александр Петрович Довженко запускал фильм о Щорсе и искал главного героя. Ему попались фотографии Самойлова... Фильм имел успех, а папа получил свою первую Сталинскую премию.

Из времени и эпохи родились сдержанность отца, немногословность. Не припомню, чтобы он много рассуждал, бурно радовался или огорчался. Никаких лишних эмоций, только самая суть, «сухой остаток». А может быть, все же это — удел по-настоящему хороших артистов: накопить внутри переживания и страсти, чтобы потом выдать на сцене, на экране.

Таня в этом плане — в отца. В жизни закрытая, хотя я назвал бы это сосредоточенностью. Случалось, приезжала откуда-то со съемок, звала меня в ресторан «Пекин» — сестре там нравилось, любила китайские пельмени. Казалось бы, не виделись месяц или два, сколько всего за это время случилось, говорить — не переговорить. А мы сидели молча, жевали, наслаждаясь ужином. И не надо никаких слов. Покушали, обнялись.

— Маму с папой поцелуй! — скажет на прощание Таня: она уже жила отдельно.

— Обязательно!

И разбежались по своим делам, до следующей встречи.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14
Подпишись на наш канал в Telegram
Как научить ребенка давать отпор обидчику?
Когда ваш ребенок попадает в коллектив, он может столкнуться с тем, что его интересы и мнения не совпадают со взглядами других детей. И это может стать причиной конфликтов.  

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог